Мировой суд административные дела

Мировые судьи имеют право рассматривать административные, уголовные и гражданские дела, но только в определенных случаях.

О том, какие дела могут рассматриваться мировыми судами, расскажем в этой статье.

О том, как написать отзыв на заявление о взыскании судебных расходов, вы можете узнать из нашей статьи.

Законодательный регламент

Мировой судья во время проведения судебной практики руководствуется такими нормативными документами:

  • Закон РФ No 18 «О мировых судьях». Документ оговаривает, что лица, уполномоченные на ведение судебных производств, относятся к общей судовой юрисдикции;
  • Конституция РФ;
  • ФЗ «О судебной системе РФ»;
  • федеральными и региональными нормативными актами.

Согласно законодательству, мировым судьям, их родственникам гарантируется неприкосновенность.

Каждый судья обслуживает один участок. Полномочия распространяются на определенную территорию. На участке должны проживать от 15 до 23 тысяч человек. Если на обширной территории проживают меньше 15000 граждан, законодательно определяется один участок.

Что входит в компетенцию, а что нет?

Дела какой категории рассматриваются мировыми судьями?

В компетенцию входит рассмотрение исков административной, уголовной и гражданской ответственности, если лишения свободы по иску не превышает трех лет, а исковая сумма требований – не больше 100 000 рублей.

Гражданское судопроизводство:

  1. Расторжение брачных отношений, если в семье нет несовершеннолетних детей.
  2. Выдача судебного приказа.
  3. Раздел имущества, нажитого в браке. При этом цена иска не должна быть больше 100 000 рублей.
  4. Другие семейные дела, кроме исков об оспаривании отцовства или материнства, лишении родительских прав и усыновлении детей.
  5. Имущественные споры со стоимостью иска до 100 000 рублей.
  6. Трудовые дела, кроме трудовых споров и восстановления истца на прежнем рабочем месте.

Когда мировой судья не рассматривает дела:

  • если цена иска превышает 100 000 рублей;
  • по уголовному производству наказание в виде срока лишения свободы больше трех лет;
  • иски по разделу имущества, стоимость которых превышает 100 000 рублей;
  • лишение родительских прав и усыновления детей;
  • бракоразводные дела, когда в семье есть дети, не достигшие совершеннолетия.

Как составить заявление о взыскании судебных расходов на услуги представителя по гражданскому делу? Ответ узнайте прямо сейчас.

Может ли вынести определение без ответчика?

Суд отправляет ответчику повестку, где указана дата и время проведения судебного заседания.

Документ отправляется почтой или выдается истцу с последующим вручением стороне-ответчику.

Последний получает под расписку повестку, корешок подтверждения отправляется в судебную канцелярию.

Если гражданин отказывается принять судебное уведомление и подписать расписку, он считается уведомленным о судебном заседании.

Если сторона-ответчик не является на разбирательство, при этом не указывает весомых причин, намерено затягивает процесс, суд переводит производство в категорию заочных и выносит заочное решение.

Как отменить заочное решение?

Заочное решение выносится если ответчик не пришел на процесс, не указал наличие весомых причин. Однако потом может выясниться, что причины у ответчика для неявки были. Необходимо предоставить суду их подтверждения.

Порядок действий для отмены заочного решения мирового судьи:

  1. Ответчик отправляет заявление, где указывает факты, оказывающие влияние на судебное решение если бы гражданин присутствовал на процессе лично.
  2. Указываются причины физического отсутствия гражданина-ответчика.
  3. Необходимо сослаться на нормативные документы с приведением ссылок на законы, акты.
  4. Если доводы будут признаны аргументированными, заочное решение отменится, а судопроизводство возобновиться.

Отмена решения важна, если сроки для обжалования в кассационном порядке уже прошли. Ответчик в заявлении должен попросить суд о восстановлении временного периода для обжалования (если таковое понадобится в будущем).

Рассматриваются те заявления граждан, где указаны весомые причины пропуска заседания. Если гражданин получил судебную повестку после заседания, ней ставится дата и время вручения. Тогда причина считается уважительной.

Помимо отмены закон предусматривает возможность обжалования заочного решения.

Этой возможностью сторона-ответчик может воспользоваться если о заседании он знал, повестку получил, но не прибыл на процесс лично. О наличии весомых причин неявки не сообщил.

Копия заочного решения отправляется стороне-ответчику не позже чем через три дня с момента принятия. Документ вручается с уведомлением. Корешок отправляется в канцелярию.

На протяжении последующих семи дней сторона-ответчик имеет право отправить письменное заявление об отмене заочного судебного решения.

В заявлении указывается:

  • название судебного органа, принявшего заочное решение;
  • ФИО заявителя;
  • причины отсутствия на процессе с перечнем подтверждающих документов;
  • просьбу отменить заочное судебное решение.

В канцелярию предоставляется столько копий документов, сколько сторон участвовало в процессе. Суд, на основании предоставленных документов, вправе отменить решение или вынести отказ заявителю.

При получении отказа ответчик сможет подать жалобу в кассационном порядке на протяжении десятидневного периода. В документе указываются подтверждающие факты и документы.

Образец заявления об отмене заочного решения.

Особенности иска о защите потребительских прав

Мировые судьи рассматривают иск, стоимость которого составляет не больше 100 000 рублей. Сюда входят понесенные убытки и неустойки. Моральный ущерб не учитывается.

Когда мировой судья не рассматривает иск:

  1. Если истец-потребитель требует только устранения недостатков, не выдвигая финансовых требований.
  2. Исковые имущественные требования нельзя оценить конкретной денежной суммой.
  3. Потребитель требует компенсировать понесенный моральный ущерб.

О том, с чего начинается и что включает обращение взыскания на имущество должника, читайте .

Где в интернете можно увидеть решение?

Мировых судей относят общей юрисдикции субъектов РФ. Они входят в систему судов, как и федеральные суды. Мировой судья рассматривает только дела первой инстанции.

Посмотреть решение можно на портале Единого реестра судебных решений, выбрав округ, категорию и этап производства, на сайте судебных и нормативных актов РФ, портале РосПравосудие.

Что делают мировые судьи? О подсудности мировых судей вы можете узнать из этого видео:

Компетенция мирового судьи

Законодательное определение компетенции мировых судей позволяет говорить о разделении полномочий между районными судами, которые являются основным звеном судебной власти, и мировыми судьями. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. В соответствии с требованиями Закона «О статусе судей в Российской Федерации» мировые судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Целью института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближения суда к населению, упрощению процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым гражданином конституционного права на судебную защиту.
Мировые судьи единолично рассматривают гражданские, уголовные дела, административные дела и дела об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции, а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ими в первой инстанции и вступивших в законную силу.
Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
7) дела об определении порядка пользования имуществом;
8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Какие дела рассматривают мировые судьи?

Мировой суд – это инстанция, занимающаяся рассмотрением, некоторых видов гражданских, административных и уголовных дел по упрощённой процедуре. О том какие дела может рассматривать мировой судья, а также нюансы их деятельности узнаете из нашей статьи.

Виды судебных споров находящихся в компетенции мировых судей

В большинстве случаев мировые судьи занимаются рассмотрением судебных дел о разводе, разделе имущества (если не составлен брачный договор), также все что касаемо нарушения правил ПДД тоже входит в их полномочия. Ниже мы более детально рассмотрим эти споры.

Стоит заметить, что уголовные дела, рассматриваемые мировым судом, ограничиваются требованием где срок наказания в виде лишения свободы не должен превышать 3 года, или размер денежной компенсации равен не более 100 тыс. рублей.

Гражданские дела

В полномочия судей входит разбор следующего списка гражданских дел:

  • дела о выдаче судебных приказов;
  • дела о разводе супругов, при условии, что супруги не делят детей в рамках этого судебного спора;
  • дела о разделе общего имущества супругов, при условии, что цена иска данного спора составляет менее 100 тыс. рублей;
  • другие споры, касающиеся семейно-правовых отношений, исключая дела об оспаривании, установлении или установлении отцовства (материнства), лишении родительских прав, а также удочерении детей;
  • дела не превышающие цены иска в 100 тыс. рублей, в отношении имущества (кроме дел о наследовании), которое появилось в результате интеллектуальной деятельности;
  • дела, возникшие в рамках трудовых отношений, исключая дела о восстановлении на работе и рассмотрении коллективных трудовых споров;
  • дела об определении порядка пользования имуществом.

Помимо списка, указанного выше, под юрисдикцию мировых судей попадают споры, возникающие из «Закона о защите прав потребителей».

Пример №1: Представим, что Пуикин В.В. приобрел строительные материалы (например, тротуарные бордюры), с доставкой до клиента, но после приемки товара Пуикин В.В. обнаружил что поставленные строй материалы являются некачественными, о чем он сообщили продавцу, но продавец отказался произвести замену товара или вернуть деньги, в связи с этим его права как потребителя были нарушены, и он имеете право обратиться в суд.

Пример №2: Представим, что Титова Г.В., купила холодильник, но в нем был выявлен дефект (не морозит), а магазин отказался принять товар обратно или произвести замену на аналогичный.

Все рассматриваемые примеры подлежат рассмотрению в мировом суде, при условии, что стоимость имущества (товара), не будет превышать 100 тыс. руб. В дополнении в исковое заявление можно включить такое требование как моральный ущерб, и его размер не ограничиваются правилом выше.

Административные дела

Нюансы административных дел, заключаются в рассмотрении дел о нарушении закона, в отношении государства или общественного правопорядка, обычно в таких делах с одной стороны выступает ответчик (гражданин), с другой стороны органы самоуправления. Список распространенных нарушений следующий:

  • нахождение гражданина в нетрезвом состоянии в общественном месте;
  • кража чужого имущества (только мелкое хищение);
  • нарушение ПДД (правил дорожного движения);
  • нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности (торговли).

Так как в данную категорию дел подпадает много правонарушения и в одной статье их не опишешь, скажем что мировой судья может рассмотреть большинство административных дел, входящих в состав КоАП РФ.

Уголовные дела

Еще раз напомним, что мировой суд может рассмотреть уголовные дела, по которым срок максимального наказания равен менее 3-х лет лишения свободы (нюансы описаны в ст. 31 УПК РФ). В данный список правонарушений входят:

Пример №3: Никитина В.В., оскорбил и оклеветал его сосед по лестничной площадке, на основании ст. 129 и 130 УПК, он имеет право подать на соседа иск чтобы справедливость восторжествовала и на соседа наложили штраф.

Куда подавать иск: по месту жительства ответчика или истца?

В большинстве случаев исковое заявление подается по месту жительства ответчика, а в случае если у него нет места жительства, то иск можно направить по месту нахождения его имущества или его последнему адресу проживания. Более подробно про подсудность в том или ином случае вы можете прочитать в статье 29 ГПК РФ.

Также не забывайте, предоставить в суд вместе с заявлением все необходимые документы и доказательства, относящиеся к вашей конкретной ситуации.

Сроки на рассмотрения судебного дела

Что касаемо сроков рассмотрения дел, то в отличие от судов общей юрисдикции, где такой срок равен двум месяцам. В мировом суде этот срок равен 1-му месяцу. В дополнении судебное дело мировой судья, рассматривает и выносит по нему решение единолично.

Процедура оспаривания решения

Важным нюансом при оспаривании решения мирового судьи, является то что апелляцию необходимо подавать в районный суд (учтите это чтобы не пропустить сроки обжалования).

Также на стандартную процедуру обжалования сторонам судебного разбирательства, в большинстве случаев не более 10 дней.

Полномочия мирового судьи

Что касается рассмотрения гражданских дел, то к полномочиям мирового судьи относятся следующие дела:

  • дела о выдаче судебного приказа;
  • дела о расторжении брака между супругами, если отсутствует спор о детях;
  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
  • иные дела, возникающие из семейно — правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;
  • дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
  • дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
  • дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.

В случае, когда при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные — мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде.

Полномочия мирового судьи при рассмотрении административных дел

Мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Полномочия мирового судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях

Мировой судья рассматривает дела об административных правонарушениях предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ.

1. Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные следующими статьями КоАП:

  • Ст. 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума;
  • Ст. 5.2. Вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума;
  • Ст. 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума;
  • Ст. 5.4. Нарушение порядка предоставления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референдума;
  • Ст. 5.5. Нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов;
  • Ст. 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока или представителя средства массовой информации;
  • Ст. 5.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме;
  • Ст. 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума;
  • Ст. 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности;
  • Ст. 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период запрещения ее проведения и в местах, где она запрещена законом;
  • Ст. 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом;
  • Ст. 5.12. Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов;
  • Ст. 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации;
  • Ст. 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму;
  • Ст. 5.15. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума;
  • Ст. 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума;
  • Ст. 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума;
  • Ст. 5.18. Незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума;
  • Ст. 5.19. Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума;
  • Ст. 5.20. Финансирование избирательной кампании, проведения референдума помимо избирательных фондов, фондов для участия в референдуме и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки;
  • Ст. 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума;
  • Ст. 5.22. Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме;
  • Ст. 5.23. Изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней;
  • Ст. 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов;
  • Ст. 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов;
  • Ст. 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;
  • Ст. 5.27.ч.2 Нарушение законодательства о труде и об охране труда;
  • Ст. 5.37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью;
  • Ст. 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании;
  • Ст. 5.39. Отказ в предоставлении гражданину информации;
  • Ст. 5.40. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке;
  • Ст. 5.41. Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение;
  • Ст. 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости;
  • Ст. 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов;
  • Ст. 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения;
  • Ст. 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством);
  • Ст. 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
  • Ст. 6.11. Занятие проституцией;
  • Ст. 6.12. Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией;
  • Ст. 6.13. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;
  • Ст. 6.14. Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам;
  • Ст. 7.5. Самовольная добыча янтаря;
  • Ст. 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав;
  • Ст. 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения;
  • Ст. 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества;
  • Ст. 7.24. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта;
  • Ст. 7.27. Мелкое хищение;
  • Ст. 7.28. Нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах;
  • Ст. 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
  • Ст. 9.14. Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами;
  • Ст. 10.11. Нарушение норм и правил ведения племенного животноводства;
  • Ст. 11.17.ч.4 Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте;
  • Ст. 11.21. Нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги;
  • Ст. 11.22. Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений;
  • Ст. 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов;
  • Ст. 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию;
  • Ст. 12.36. Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств;
  • Ст. 13.5.ч.1,2. Нарушение правил охраны линий или сооружений связи;
  • Ст. 13.10. Изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей;
  • Ст. 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);
  • Ст. 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом;
  • Ст. 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации;
  • Ст. 13.16. Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации;
  • Ст. 13.20. Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов;
  • Ст. 13.21. Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации;
  • Ст. 13.23. Нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров;
  • Ст. 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);
  • Ст. 14.10. Незаконное использование товарного знака;
  • Ст. 14.11. Незаконное получение кредита;
  • Ст. 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • Ст. 14.13. Неправомерные действия при банкротстве;
  • Ст. 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации;
  • Ст. 14.16.ч.1,2. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • Ст. 14.17.ч.3,4. Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта;
  • Ст. 14.18. Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
  • Ст. 14.21. Ненадлежащее управление юридическим лицом;
  • Ст. 14.22. Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий;
  • Ст. 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом;
  • Ст. 14.24. Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле;
  • Ст. 14.25.ч.1,2,4. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц;
  • Ст. 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • Ст. 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
  • Ст. 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации;
  • Ст. 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • Ст. 15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;
  • Ст. 15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);
  • Ст. 15.9. Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
  • Ст. 15.10. Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда;
  • Ст. 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности;
  • Ст. 15.12. Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки;
  • Ст. 15.26. Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности;
  • Ст. 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
  • Ст. 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы;
  • Ст. 17.2. Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  • Ст. 17.3. Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава;
  • Ст. 17.4. Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи;
  • Ст. 17.5. Воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя;
  • Ст. 17.6. Непредставление информации для составления списков присяжных заседателей;
  • Ст. 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
  • Ст. 17.8. Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя;
  • Ст. 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод;
  • Ст. 17.10. Незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации;
  • Ст. 17.11. Незаконное ношение государственных наград;
  • Ст. 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов;
  • Ст. 17.13. Разглашение сведений о мерах безопасности;
  • Ст. 18.10. Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы;
  • Ст. 18.11. Нарушение иммиграционных правил;
  • Ст. 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания;
  • Ст. 18.13. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей;
  • Ст. 19.1. Самоуправство;
  • Ст. 19.3.ч.1. Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы;
  • Ст. 19.4.ч.1,3. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
  • Ст. 19.5.ч.1. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);
  • Ст. 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
  • Ст. 19.7. Непредставление сведений (информации);
  • Ст. 19.9. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов;
  • Ст. 19.11. Нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации;
  • Ст. 19.12. Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания;
  • Ст. 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб;
  • Ст. 19.19.ч.1,2. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений;
  • Ст. 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии);
  • Ст. 19.21. Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним;
  • Ст. 19.23. Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт;
  • Ст. 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
  • Ст. 20.2.1 Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности;
  • Ст. 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;
  • Ст. 20.5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения;
  • Ст. 20.6. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • Ст. 20.7. Нарушение правил гражданской обороны;
  • Ст. 20.9. Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения;
  • Ст. 20.15. Продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии;
  • Ст. 20.18. Блокирование транспортных коммуникаций;
  • Ст. 20.19. Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО);
  • Ст. 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • Ст. 20.24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности;
  • Ст. 20.25. Самовольное оставление места отбывания административного ареста;
  • Ст. 20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора;
  • Ст. 20.27. Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

  • Ст. 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии;
  • Ст. 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • Ст. 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • Ст. 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • Ст. 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций;
  • Ст. 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений;
  • Ст. 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира;
  • Ст. 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
  • Ст. 9.3. Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования;
  • Ст. 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов;
  • Ст. 11.7. Нарушение правил плавания;
  • Ст. 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения;
  • Ст. 11.11. Нарушение правил погрузки и разгрузки судов;
  • Ст. 12.4.ч.2. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов;
  • Ст. 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;
  • Ст. 12.9.ч.4. Превышение установленной скорости движения;
  • Ст. 12.10.ч.1. Нарушение правил движения через железнодорожные пути;
  • Ст. 12.15.ч.3. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона;
  • Ст. 12.17.ч.2. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами;
  • Ст. 12.21.ч.2. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки;
  • Ст. 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;
  • Ст. 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • Ст. 12.27.ч.2. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием;
  • Ст. 13.1. Самовольные установка или эксплуатация узла проводного вещания;
  • Ст. 13.2. Самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования;
  • Ст. 13.3. Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • Ст. 13.4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • Ст. 13.6. Использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи;
  • Ст. 13.8. Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех;
  • Ст. 13.12.ч.2,4. Нарушение правил защиты информации;
  • Ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации;
  • Ст. 13.22. Нарушение порядка объявления выходных данных;
  • Ст. 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;
  • Ст. 14.4.ч.2. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил;
  • Ст. 14.16.ч.3 Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • Ст. 14.20.ч.1. Нарушение законодательства об экспортном контроле;
  • Ст. 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств;
  • Ст. 16.3. Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений;
  • Ст. 16.9.ч.1. Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них;
  • Ст. 16.16. Непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств;
  • Ст. 16.18.ч.1. Невывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации либо невозвращение на эту территорию товаров и (или) транспортных средств;
  • Ст. 16.19.ч.1. Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами;
  • Ст. 16.20. Нарушение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами;
  • Ст. 16.21. Приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств;
  • Ст. 18.1.ч.2. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации;
  • Ст. 18.3.ч.2. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации;
  • Ст. 18.4.ч.2. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • Ст. 18.7. Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации;
  • Ст. 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации;
  • Ст. 19.24. Невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом;
  • Ст. 20.1. Мелкое хулиганство;
  • Ст. 20.8.ч.2,3. Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему;
  • Ст. 20.10. Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия;
  • Ст. 20.12.ч.1,3. Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему;
  • Ст. 20.13. Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах;
  • Ст. 20.14. Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему;
  • Ст. 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Процедура рассмотрения дел мировыми судьями

Переходя к освещению процесса непосредственного рассмотрения мировым судьей дел об административных правонарушениях, следует отметить, что для такого этапа правоприменительной деятельности, как судебное разбирательство и принятие решения, также характерна определенная последовательность действий, которая устанавливается в ст. 29.7 КоАП РФ.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется судьей единолично.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях судья, открывая заседание, обязан назвать свою фамилию, должность, также объявить, какое дело подлежит рассмотрению, наименование либо фамилию, имя, отчество лица, привлекаемого к ответственности, и закон, на основании которого это лицо привлекается к ответственности.

С началом судебного заседания участники административно-юрисдикционного процесса могут совершать процессуальные действия, охватываемые стадией непосредственного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Необходимо отметить, что стадия рассмотрения дела об административном правонарушении связана с лицами, участвующими в производстве. Статьи 25.1-25.11 КоАП РФ определяют процессуальный статус каждой из сторон, акцентируя при этом внимание на правах и обязанностях лица, привлекаемого к ответственности.

К лицам, участвующим в производстве, относятся:

1) лицо, совершившее правонарушение. Оно вправе знакомится с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела ( ст. 25.1 КоАП РФ).

Так по делу А. обжаловавшего постановление мирового судьи в Красноармейский районный суд Челябинской области, одним из доводов был приведено заявление о невручении судебной повестки. Апелляционная инстанция не приняла это во внимание, указав, что объявление под подпись лицу, привлекаемого к административной ответственности в протоколе об административном правонарушении, является надлежащим извещением о времени и месте рассмотрения дела.Дело № 12-15 /2011. Архив Красноармейского районного суда

2) потерпевший. Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный ущерб. Потерпевший вправе знакомится со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.

3) законный представитель вправе представлять интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющегося несовершеннолетним или лицами, неспособными в силу своих физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять свои права. Это — родители, усыновители, опекуны, попечители. Законными представителями юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

4) защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП РФ). Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу допускается адвокат или иное лицо.

5) свидетель (ст. 25.6 КоАП РФ). В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. По вызову мирового судьи свидетель обязан явиться в указанное время, дать правдивые показания: сообщить всё известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.

6) понятой (ст. 25.7 КоАП РФ). Им может быть любое, не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых — не менее двух.

7) эксперт (ст. 25.9 КоАП РФ). Эксперт назначается мировым судьей в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Эксперт обязан явиться по вызову в суд и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

8) специалист ( ст. 25.8 КоАП РФ). В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, в также в применении технических средств;

9) переводчик (ст. 25.10 КоАП РФ). В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении;

10) прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ). Прокурор в пределах своих полномочий возбуждает производство по делу об административном правонарушении, участвует в рассмотрении дела, представляет доказательства, заявляет ходатайства, дает заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносит протесты на постановление по делу независимо от участия в деле.

Следующим действием судьи является установление факта явки в судебное заседание лиц, участвующих в рассмотрении дела, и проверка полномочий их представителей. Устанавливаются причины неявки участников и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. В том случае, если в материалах дела отсутствуют сведения о направлении лицу, в отношении которого ведется производство по делу, извещения о месте и времени рассмотрения дела, это влечет отмену судебных постановлений.

Как разъясняется в постановлении Пленума Верховного суда РФ «Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 (в ред. от 11 ноября 2008 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Бюллетень Верховного Суда РФ — 2006 г. — N 12., лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически там не проживает.

В соответствии с ч.2 ст. 25.11 КоАП РФ и указанием Пленума Верховного Суда РФ прокурор должен быть извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также по делам, возбужденным прокурором.

Обычно дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и других лиц, но в том случае если имеются данные о надлежащем извещении вышеуказанных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступали ходатайства об отложении рассмотрения дела, дело может быть рассмотрено в их отсутствие.

В соответствие с ч.3 ст. 25.1 КоАП РФ существуют определенные категории дел, при рассмотрении которых присутствие физического лица, привлекаемого к административной ответственности, является обязательным. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ на вопрос о возможности рассмотрения мировым судьей дела об административном правонарушении, санкция за которое предусматривает административное наказание в виде административного ареста, в отсутствие лица, уведомленного надлежащим образом и в отношении которого не исполнено постановление о приводе его в суд, судья должен вынести определение об отложении рассмотрения дела и выяснить причину неисполнения органом внутренних дел, который в соответствии с ч.2 ст. 27.15 КоАП РФ осуществляет привод, определения о приводе лица Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2007. — №8. — С.29..

В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и материалы дела, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, показания других лиц. Затем выслушивается пояснения специалиста, заключение эксперта, исследуются иные доказательства.

Что касается ведения протокола при рассмотрении дела, то ч. 1 ст. 29.8 КоАП РФ устанавливает, что протокол рассмотрения дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом. Исходя из положений ст. 22.1 КоАП РФ, под коллегиальным органом подразумевается орган, создаваемый в соответствии с законом субъекта РФ, в частности административная комиссия (п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ). Соответственно, КоАП РФ не устанавливает порядок составления мировым судьей.

Разбирательство дела об административном правонарушении по существу означает выяснение обстоятельств, с которыми связываются такие правовые последствия, как привлечение лица к административной ответственности и наложение административного взыскания. Выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является обязанностью органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении, в данном случае — мирового судьи.

Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делам о привлечении к административной ответственности. КоАП РФ устанавливает правило о предмете доказывания по любому административному делу. С учетом положений данных Кодексов можно построить модель предмета доказывания по делам о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым судьями арбитражных судов.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности мировой судья суд в судебном заседании устанавливает следующее:

имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол;

предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол; а также определяет меры административной ответственности.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ выяснению мировым судьей подлежат следующие обстоятельства:

1. Событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

2. Наличие состава административного правонарушения, за которое законом предусмотрена административная ответственность.

3. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

4. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

5. Отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

6. Полномочия административного органа, составившего протокол об административном правонарушении.

7. Наличие или отсутствие материального ущерба, причиненного административным правонарушением, характер и размер ущерба.

8. Другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, например причины и условия совершения административного правонарушения.

Однако это лишь примерная модель предмета доказывания по делу о привлечении к административной ответственности, и она не исчерпывает всех обстоятельств, которые могут подлежать установлению мировым судьей по конкретному делу о привлечении к административной ответственности. В каждом индивидуальном случае источником формирования предмета доказывания по данной категории дел являются основания, изложенные в протоколе административного органа о привлечении к административной ответственности, и возражений на них со стороны физического или юридического лица, привлекаемого к ответственности.

Из многочисленных норм КоАП РФ, устанавливающих общие правила и определенные особенности, относящиеся к отдельным видам доказательств и распределению обязанностей по доказыванию, следует обратить особое внимание на следующие.

Под доказательствами понимаются сведения о фактах, подтверждающих или опровергающих обстоятельства, имеющие значение для дела. Согласно закону каждое доказательство подлежит оценке мировым судьей наряду с другими доказательствами, и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Бремя доказывания соответствующих обстоятельств возлагается на орган, составивший протокол. Согласно ч.3 ст. 1.5 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Впервые в КоАП РФ установлен один из принципов недопустимости и незаконности использования доказательств по делу об административном правонарушении, которые получены с нарушением закона. Это проявляется, прежде всего, в том, что в законодательстве об административных правонарушениях закреплены основные начала, которые должны быть соблюдены при применении и использовании указанных доказательств.

Дела о привлечении к административной ответственности являются публично-правовыми, чем обусловлена более активная роль суда в собирании доказательств, поэтому закон наделяет мирового судью правом по делам, возникающим из административных правоотношений, истребовать доказательства от соответствующих органов и должностных лиц по своей инициативе, копии документов суд направляет участникам дела.

Административное законодательство в РФ за последнее время претерпело существенные изменения, в связи с чем, значительно возросло количество дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции мирового судьи.

Значительную часть от общего объема административных дел, рассматриваемых мировыми судьями, составляют дела, связанные с нарушением правил дорожного движения.

Вопросы применения судами административного законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения неоднократно являлось предметом изучения как ученых, так и практиков. Кроме того, Пленум Верховного суда РФ разработал ряд рекомендаций по вопросам применения административного законодательства.

Вместе с тем каждое рассматриваемое дело индивидуально, имеет свои особенности, в связи с чем, при рассмотрении дел у мировых судей возникает ряд вопросов более частного характера.

Рассмотрим особенности рассмотрения мировыми судьями дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ.

Административные правонарушения, связанные с управлением транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного опьянения, характеризуются особой общественной опасностью.

В соответствии с Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 года №475, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подлежит водитель в трех случаях: во-первых, при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, во-вторых, при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; в — третьих, при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Собрание законодательства РФ — 07.07.2008 — N 27 — ст. 3280..

Аналогичное положение закреплено и в ч. 1.1 ст. 27.12. КоАП РФ, введенной в действие Федеральным законом № 210-ФЗ от 24.07.2007 года О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ // Собрание законодательства РФ — 30.07.2007 г. — N 31 — ст. 4007..

Для того чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо разграничить понятия освидетельствование и медицинское освидетельствование.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствии с вышеуказанными правилами проводится врачом в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, так и наличие наркотических средств или психотропных веществ.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения — это самостоятельное процессуальное действие, осуществляемое должностным лицом, которому представлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, с установленной процедурой обследования водителя транспортного средства ( в присутствии двух понятых, с использованием технических средств измерения) в целях обнаружения сведений, имеющих значение для дела, а именно определение физиологического состояния освидетельствуемого.

Выявить состояние опьянения на органолептическом уровне невозможно. Признаки, которые возможны для установления на органолептическом уровне (запах алкоголя из полости рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации), являются основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

При наличии достаточных оснований полгать, что водитель транспортного средства находится в состоянии алкогольного опьянения, и отрицательном освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения направление на медицинское освидетельствование возможно только после фиксации должностным лицом в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование отрицательного результата освидетельствования водителя на состояние алкогольного опьянения.

В практике рассмотрения дел указанной категории имеются случаи, когда водителю должностным лицом фактически не предлагалось пройти освидетельствование на состояние опьянения с использованием технических средств измерения, а предлагалось проехать на медицинское освидетельствование, как это было ранее до внесения изменений в КоАП РФ.

Соответственно возникает вопрос о правомерности действий сотрудников милиции по направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водителя, которым не был заявлен отказ от прохождения освидетельствования либо в отношение которого отсутствуют результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (отрицательный результат освидетельствования на состояние алкогольного опьянения).

Данные обстоятельства являются неустранимыми в ходе судебного заседания, так как суд не имеет возможности восстановить события части определения обоснованности направления водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование, поскольку данные об основаниях направления водителя на медицинское освидетельствование в протоколе не указаны, то есть нет сведений о том, что лицо действительно отказалось от прохождения освидетельствования или был установлен отрицательный результат освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Как представляется, отказ от освидетельствования, заявленный должностному лицу, должен фиксироваться в форме письменного заявления лица (согласен/не согласен) и лишь после указывать на данное обстоятельство как на основание направления на медицинское освидетельствование. Отказ от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения может быть заявлен водителем должностному лицу устно в присутствии двух понятых.

Соответственно, только в случае отказа от медицинского освидетельствования, который может быть заявлен как сотруднику милиции, так и врачу, в действиях лица будут усматриваться признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ.

В том случае, когда лицо, отказавшееся от прохождения освидетельствования на состояние опьянения на месте, соглашается на проведение освидетельствования в специализированном лечебном учреждении и при установлении состоянии опьянения после проведения медицинского освидетельствования, подлежит составлению протокол по ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ, составляют немалую часть от общего количества дел, связанных с нарушением правил дорожного движения. Вместе с тем, рассмотрение данной категории дел также связано с определенными трудностями. В подавляющем большинстве случаев установление факта данного правонарушения не подтверждается ничем, кроме личных наблюдений работников ГИБДД. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен содержать подробное и исчерпывающее описание события правонарушения. Однако на практике протоколы, составляемые сотрудниками ДПС, нес одержат ни схем, ни описаний участка дороги, в том числе наличия разметки, знаков. В лучшем случае к протоколу прилагается схема, изготовленная по шаблону, не отражающая особенностей участка дороги, изображенного на схеме. Зачастую схемы составляются в отсутствие лица, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В адрес судов не направляются сведения об обгоняемых транспортных средствах в зоне действия запрещающего знака, не опрашиваются водители данных транспортных средств, а также водитель, нарушивший правила дорожного движения.

Вместе с тем, объяснения участников и очевидцев административного правонарушения являются средствами доказывания, одним из источников сведений об административном правонарушении. Суду приходится восполнять данные недостатки путем вызова в суд свидетелей, что не всегда возможно, в связи с отдаленностью проживания свидетеля от места рассмотрения дела мировым судьей.

Данные объяснения должны быть приобщены к протоколу об административном правонарушении.

Рапорты, прилагаемые к протоколам, если таковые направлены в суд, как правило, повторяют содержание протокола, не отражая конкретных обстоятельств дела. Видеосъемка, составленная сотрудниками ГИБДД, в большинстве случаев не отражает момента выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, а также привязки к месту совершения административного правонарушения, особенно это актуально, когда административное правонарушение совершено на дороге, находящейся между населенными пунктами. Однако и в этих случаях мировой суд принимает решения о лишении водительских прав, что подтверждается и апелляционной инстанцией. Так Д. обжаловал постановление мирового судьи о лишении водительского удостоверения в связи с недоказанностью совершения административного правонарушения по 4 ст. 12.15 КоАП РФ, однако в удовлетворении его жалобы было отказано. Дело № 12-130/2011. Архив Красноармейского районного суда.

Неустранимые недостатки неизбежно приводят к прекращению дела из-за отсутствия доказательств или вынуждают суд откладывать рассмотрение дела, продлять срок рассмотрения дела для выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения подобной категории дел.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ суд выносит постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу в установленных случаях.

Следует также отметить, что в ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ предусмотрено вынесение определения о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (учитывая терминологию КоАП РФ, речь идет и о подсудности), если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности оглашения только резолютивной части постановления. Оно должно быть объявлено в полном объеме по окончании рассмотрения дела.

Постановление, вынесенное мировым судьей по делу об административном правонарушении, вступает в законную силу, в соответствии с ч. 1 ст. 30.3 и п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, — по истечении 10 суток со дня вручения или получения его копии (если постановление не было обжаловано).

Любое решение (постановление) по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, вынесенное как арбитражным судом, так и должностными лицами или государственными органами исполнительной власти, может быть пересмотрено, о чем подробнее говорится в следующей главе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *