Моя ответственность перед законом

Классный час на тему «Моя ответственность перед законом» (9 класс)

Классный час «Моя ответственность перед законом»

Цель:

— Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних,

-Воспитание правового сознания учащихся

-Ознакомить учащихся со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия;

-Ознакомление подростков с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях»;

Форма проведения: беседа.

Высказывания:

«Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, — все это, в конечном счете, не принадлежит человеку. А то жалко, что человек теряет свою истинную собственность — человеческое достоинство» (Л. Вовенарг),

«Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом» (Ф.М. Достоевский),

«Торгуя честью, не разбогатеешь» (Л. Вовенарг),

«С людьми живи в мире, а с пороками — сражайся» (Латинская пословица).

План классного часа:

  1. Вступительное слово

  2. Информационный блок:

2.1. Виды ответственности

  1. Разбор ситуаций.

  2. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово.

Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.

Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

В каждом из нас есть противоречивые чувства. Но в том-то и дело, что нужно уметь на первый план всегда выводить свое лучшее я. В подростковом возрасте это делать сложнее. Потому каждый год детская преступность растет с ужасающей быстротой.

В совершении преступлений и правонарушений приняли участие около трехсот тысяч подростков. Наиболее распространены имущественные преступления — две трети от общего числа. Далее идут угоны транспортных средств, хулиганства и преступления против личности. Каждое третье преступление совершалось группой.

Преступления совершаются как в вечернее время, так и в дневное. Преступления даже стали совершать ученики начальных классов. Как же мы будем жить дальше? Много зависит от того, какие цели поставил каждый из вас перед собой. Не оступиться в жизни — трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: «Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь». Все не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути добычи или чего-то еще, а что будет завтра?

Сложно на этот вопрос дать ответ, когда ты уже плохо сделал, выбраться из того болота. Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни и должны быть готовы нести ответственность за свои поступки самостоятельно. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны надо только знать закон и соблюдать его. Давайте постараемся разобраться сегодня.

2. Информационный блок. Какие виды ответственности вы знаете?

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность — ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних:

  1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать.

  2. Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образования.

  3. Срок лишения свободы не может превышать 10 лет.

  4. Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

Статья 88. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

— штраф;

— лишение права заниматься определённой деятельностью;

— обязательные работы;

— исправительные работы;

— арест;

— лишение свободы на определённый срок.

Представьте себе ситуацию: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация. Под какие юридические нормы попадает «шутка» несовершеннолетнего Саши?

Какие условия будут работать на нас и оградят нас от таких обстоятельств? Социально здоровая среда, отсутствие вредных привычек, возможность получения хорошей профессии, удовлетворяющей материальные и духовные потребности.)

  1. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»

Статья 2.1. Административное правонарушение. 1.Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Статья 2.2. Формы вины.

1.Административное правонарушение признаётся совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2.Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность.

  1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Виды административных наказаний Статья 3.2. Виды административных наказаний.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

-предупреждение;

— административный штраф;

— изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

— административный арест;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

— дисквалификация.

Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача — влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 7.27. Мелкое хищение. Мелкое хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений — влечёт наложения административного штрафа в размере до трёхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб — пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специальных служб — влечёт наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах — влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах — влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах — влечёт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Представьте себе ситуацию: Час ночи. Подросток, в отсутствии родителей, устроил шумную вечеринку, громко звучит музыка, танцы. Семья, проживающая через стенку, не только сами не могут уснуть, но и не могут уложить спать маленького ребёнка. На жалобу соседей по поводу шума, подросток ответил, что в своей может делать всё, что захочет.

3. Дисциплинарная ответственность — это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины, невыполнение своих обязанностей и т. д. Она может применяться, только если несовершеннолетний уже работает по трудовому договору. Существуют только три формы дисциплинарного наказания: замечание, выговор и увольнение. Не может наступать дисциплинарная ответственность в виде удержаний из заработной платы или в иных формах. Однако если несовершеннолетний причинит вред имуществу работодателя, может наступить материальная ответственность в форме возмещения ущерба.

Представьте себе ситуацию: Подросток официально устроился на подработку. В его обязанности входило расклеивать на подъезды домов объявления ЖЭКа. В связи с предстоящими ремонтными работами, работники ЖЭКа должны были отключить воду в домах. Вместо того, чтобы расклеить объявления о предстоящем отключении воды в районе, подросток с друзьями отправился в интернет-кафе и на работу не вышел, таким образом, жители домов остались без запасов воды на этот день. Как вы считаете – это шалость или правонарушение?

4.Гражданско — правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. Она наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т. д. Гражданско-правовая ответственность – это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Даже если несовершеннолетний причинил вред чьему-либо здоровью или оскорбил чью-то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.

Если нарушителю нет 14 лет – гражданскую ответственность за причинённый вред будут нести родители или опекуны.

Если нарушителю от 14 до 18 лет – он сам должен будет возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у него его нет или его недостаточно – возмещать будут родители.

Представьте себе ситуацию: Никита получил двойку по поведению на перемене и замечание в дневник. Родители дома в наказание побили ребёнка. На следующий день Никита пришёл в школу с опозданием и с синяками. Как вы считаете родители выполнили свою обязанность по воспитанию сына или совершили противоправные действия: причинили вред здоровью и морально унизили ребёнка?

Разбор ситуаций:

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№5. Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.

В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную работу. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).

Конечно, «заложенная бомба» — это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

С какого возраста человек отвечает по всей строгости закона за подобные «шутки»? (ребята отвечают).

— с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2-х лет, либо арестом на срок от 3-х до 6-ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3-х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!

  1. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г — гражданско — правовая.

У- уголовная.

Д – дисциплинарная.

Виды нарушений:

  1. Разбил мячом окно. (Г)

  1. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

А как вы думаете, вправе ли представители закона задержать вас на улице в позднее время? И почему?

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам?

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы полицейского, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

А теперь рассмотрим следующую ситуацию:

«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня мобильный телефон. Что мне делать?»

Как бы вы поступили в этом случае?

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий:

  1. Скорее позвони по телефону «102».

  2. Внятно объясни, где и когда совершено преступление.

  3. Сообщи приметы хулиганов.

  4. Поставь в известность родителей.

А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

  1. Нарушение правил дорожного движения.

  2. Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

  3. Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

  4. Незаконная продажа.

  5. Злостное неповиновение.

А теперь поговорим о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия?

Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы?

Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний — вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете?

Очевидец — не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель — это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке — не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить по стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!

Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

1.Противоправное виновное умышленное или неосторожное действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

3.Решение, принятое в ходе судебного заседания.

6.Нормативный акт, принятый высшим представительным (то есть избранным всем народом) органом государства.

7.Мера воздействия против совершившего преступление, проступок.

По вертикали:

1.Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

2.Столкновение, серьёзное разногласие, спор.

4.Определённый круг действий, возложенный на кого-нибудь и безусловный для выполнения.

5.Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.

Ответы на кроссворд:

По горизонтали: 1.Правонарушение. 3.Приговор. 6.Закон. 7.Наказание.

По вертикали: 1.Преступление. 2.Конфликт. 4.Обязанность. 5.Право.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Конспект беседы «Закон и ответственность»

Оксана Агапова
Конспект беседы «Закон и ответственность»

«Закон и ответственность»

Цели: профилактика в семье противоправных действий подростков; углубление знаний по административной и уголовной ответственности подростков перед законом; поиск причин и предупреждения подростковой преступности.

Ход беседы

Проблема детской и подростковой преступности увы не нова. Преступления и правонарушения становятся неотъемлемой частью нашей действительности, и с каждым годом все «молодеют». Нецензурная брань подростков, исписанные стены домов, заборы, разбитые автобусные остановки, загаженные мусором, пустыми бутылками, банками из-под пива, окурками, использованными шприцами подъезды многоэтажных домов — все это не должно остаться без внимания, т. к. это далеко не невинные развлечения подрастающего поколения, а возможные предпосылки аморального, противоправного поведения и будущего нынешних детей. Из криминальных хроник мы все чаще узнаем, что правонарушения и преступления несовершеннолетних занимают все более значительной место в общей картине преступности современного российского общества. Для наглядности обратимся к статистике за последние годы. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей, но и права старшего поколения. Чтобы научить своих детей осознанному гражданскому поведению в обществе, родители должны сами знать законы, жить по закону и нормам морали, умело передавать элементарные правовые знания детям.

Но, кого же, закон считает ребенком? Когда у ребенка появляются права и обязанности, и с какого возраста он должен сам нести ответственность за свои поступки?

1. С 8-ми летнего возраста ребенок приобретает право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

2. С 10-ти лет ребенок приобретает право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на свое усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ).

3. У ребенка, достигшего 14-летнего возраста, есть право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ», право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ, право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ, право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами, право без согласия родителей осуществлять права автора результатов своей интеллектуальной деятельности, право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ, право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ, право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ, право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ, право на поощрение за труд (ст. 191ТК РФ); право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267ТК РФ); право на объединение в профсоюзы (ст. 21 ТК РФ); право и обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).

4. С 15-летнего возраста появляется право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан); право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).

5. С 16-летнего возраста — право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ); право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ); право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ); право на признание членом кооператива.

ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

1. Ребенок обязан слушаться родителей или лиц, их заменяющих; принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, уничижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации.

2. Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет.

3. С 14-летнего возраста – обязан иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).

4. Если несовершеннолетний работает в свободное от учебы время, он обязан работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).

5. При участии в молодежном общественном объединении несовершеннолетний обязан соблюдать его устав и правила.

6. Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе. В год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство) (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). При перемене места жительства, сняться с воинского учета, и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет; в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке.

7. По международному гуманитарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, не имеют права принимать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы.

8. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.

Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

С какого возраста наступает ответственность перед законом?

1. Если говорить о моральной ответственности ребенка за свои поступки, то ребенок несет ответственность перед родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями.

2. С 8-ми летнего возраста у ребенка при определенных проблемах в поведении появляется ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа. (Закон РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

3. С 11-летнего возраста у ребенка с девиантным (общественно опасным) поведением существует ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т. п.) (Ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).

4. За вред, причиненный несовершеннолетними, в том числе по сделкам малолетних детей (до 14 лет, имущественную ответственность несут только родители, но с 14 лет ответственность самого ребенка значительно возрастает.

5. Ребенок, достигший 15 лет, за совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы может быть исключен из данной школы по решению соответствующего органа образования. С 15 лет наступает уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ.

6. С 16 лет – наступает административная и полная уголовная ответственность, а с 17 лет — ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учету.

Об этих моментах правового воспитания необходимо помнить как взрослым, и доносить до своих детей, т. к. зачастую совершая поступки, подростки не могут адекватно оценить свои действия и отделить детскую шалость от противоправного действия. К несовершеннолетним правонарушителям могут быть применены и административные наказания. Например учащиеся техникума нарушают правила поведения, Устав техникума, опаздывают на занятия, прогуливают, нецензурно выражаются, появляются в нетрезвом виде в общественных местах. За все эти административные проступки учащиеся разбираются на Совете профилактики, систематические нарушители ставятся на внутренний контроль. Постоянно такой ребенок находится под пристальным вниманием всего пед. коллектива. Педагоги постоянно поддерживаем связь с семьей, вызывают родителей на беседы, посещают семьи, рассматриваем эти вопросы на пед. советах, с подростком работают социальный педагог, психолог и др. Если ситуация не улучшается, то вначале учащийся лишается стипендии, далее может последовать постановка на внутренний учет техникума, а при неисправлении и ухудшении дел учащегося — обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав с просьбой постановке на их учет. Вот такая система административного наказания существует.

Сейчас хотелось бы совместно с вами ответить на вопросы: «Почему же все-таки подросток идет на преступление, нарушает право и мораль общества», «Что является причиной подростковой преступности и правонарушений». По мнению самих подростков, это, прежде всего, влияние компании, неблагоприятная семейная ситуация, растерянность и беспомощность в сложной жизненной ситуации, особенности характера и др.

А как считаете Вы, уважаемые родители? (Ответы родителей)

Причины подростковой преступности могут быть обусловлены целым рядом причин, среди которых условно можно выделить чисто психологические и причины социального характера. Подросткам в возрасте от 14 до 16 лет присущи два основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая. Корыстные мотивы носят незавершённый детский характер. Большинство правонарушений совершается из-за озорства и любопытства, желания развлечься, показать силу, ловкость и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Иногда играет роль стремление к чему-то необычному, желание приключений и острых ощущений. На незрелость мотиваций указывает и тот факт, что большая часть правонарушений носит групповой характер и совершается в ситуативно-импульсивной форме. Мотивация в этом возрасте обычно имеет предметную определённость. Подростков интересуют в основном предметы молодёжной моды: радиоаппаратура, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, деньги, оружие. Насильственно-эгоистическая мотивация у подростков характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью. Главное в структуре побуждений этого вида – потребность в самоутверждении. Самоутверждение через насилие – типично подростковая мотивация. Зачастую такая мотивация сочетается с жестокостью поведения.

Факторы преступности несовершеннолетних

1. Неудовлетворительные условия воспитания детей в семье. Ежегодно в отношении почти 50 тыс. граждан ставится вопрос о лишении родительских прав. 70% всех детских травм — семейно-бытового характера. Ежегодно из-за жестокого обращения кончают жизнь самоубийством порядка 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. детей уходят из семьи; 25—27 тыс. детей ежегодно становятся жертвами пре-ступных посягательств, почти столько же пропадают без вести.

2. Недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности.

3. Низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности.

4. Распад семей, приводящий к тому, что ежегодно остается без одного из родителей 500 тыс. детей. Этот процесс усугубляется ростом ранней смертности родителей, влекущим рост сиротства.

5. Безработица, обнищание семей, неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой. Бедная семья практически утрачивает способность защищать детей от негативных влияний окружающей среды, в значительной мере она сама становится криминогенным фактором.

6. Приобретает массовый характер уклонение детей от получения образования в начальной и средней школе, раннее начало трудовой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой, полукриминальный или криминальный характер. Ежегодно бросают учебу около 60 тыс. детей.

7. Обнищание родительской семьи, безработица либо неполучение зарплаты родителями и значительные заработки детей в теневом и криминальном бизнесе исключают положительное отношение к честному труду. В семьях, где малолетние дети содержат родителей, последние, как правило, утрачивают авторитет и оказываются не способными выполнять какие-либо позитивные педагогические функции.

8. Начавшие раннюю трудовую жизнь дети обычно оказываются отрезанными от духовной жизни, физической культуры, спорта, здорового досуга и вообще здорового образа жизни. Через достаточно короткий срок они практически утрачивают способность к духовному развитию.

9. Идеологический вакуум после развала коммунистического режима, ликвидации пионерских и комсомольских организаций в значительной мере заполнился криминальной идеологией, культом насилия, индивидуализма, корысти и цинизма.

10. Социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей — выходцев из различных социальных групп.

11. Пороки социальной политики государства, деградация системы здравоохранения вызывают рост физических и психических заболеваний среди детей, различные психические аномалии, которые можно было бы скорректировать в раннем возрасте, но из-за недостатка медицинского обслуживания они приобретают устойчивый характер.

12. Разрушение сети государственных организаций, обеспечивающих культурный досуг подростков, которая была достаточно развитой в советское время, коммерциализация в этой области сделали нормой жизни многих подростков бессмысленное времяпровождение на улицах, в подъездах, на чердаках и в подвалах. Все это оказывается благотворной почвой для развития наркотизма, употребления спиртного, беспорядочной половой жизни, изнасилований.

13. Исследования многих учёных позволяет сделать вывод, что одной из причин, влияющих на формирование у подростков предпосылок к совершению правонарушений, является несправедливое, грубое обращение с ними взрослых членов семьи. Обычно агрессором в семье является мужчина, а его жертвами — те, кто слабее.

14. На личность подростка в семье на его формирование в дальнейшем отрицательную роль играет то, что с ним совместно проживают близкие люди, которые ранее были осуждены за те или иные преступления, т. е. имели судимость. Анализ уголовных дел несовершеннолетних свидетельствует, что 40% несовершеннолетних преступников являются выходцами из семей, в которых братья или сестры ранее были судимы. Нередко они вовлекли несовершеннолетних в преступную деятельность.

15. Причиной является и то, что современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более «сильной» личности.

Что же мы вместе с вами, родителями, можем сделать по предупреждению детской и подростковой преступности? Давайте попробуем общими усилиями составим как можно полный список мер и действий (Предложения родителей записываются в виде списка).

Меры, проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних

Меры, проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних, могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три – рецидивной.

Первая группа мер — применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.

Главное во второй группе мер – воспитательные усилия, направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т. д.

Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само существование трех последних этапов – это порождение брака в деятельности на первых двух этапах. Третью группу мер можно выделить в качестве самостоятельной меры и не присоединять его к этапу исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам:

• привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех случаях означает его наказание в виде лишения свободы;

• воспитательная работа должна начинаться с момента обнаружения факта преступного поведения несовершеннолетнего и продолжаться в процессе всего хода расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде. Четвертая группа мер – это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения повтора преступления с их стороны. Пятая группа мер — это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в зависимости от содержания, характера делятся на:

• Воспитательные, т. е. направленные на перестройку нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций.

• Принудительные, т. е. уголовно-правовые, административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации участвуют в их реализации.

• Организационные — специальные меры по улучшению выявления и учета неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказавшихся в трудных условиях и т. д.,

• Различные виды помощи подросткам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях: устройство на работу или учебу, разрешение семейных конфликтов или конфликтов в учебных или производственных коллективах.

В заключение хочется отметить, что сегодня нам пришлось поднять очень серьезные и актуальные для современного российского общества вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения. Надеемся, что прошедшее обсуждение поможет в решении столь важных проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *