Отказ в регистрации права собственности

Основания и причины для отказа в регистрации права собственности

При покупке или получении другим путем земельного участка, квартиры или другого объекта недвижимости необходимо зарегистрировать право собственности на них. Без осуществления этой процедуры сделка не будет заключена, а лицо не будет считаться полноправным собственником приобретенного объекта. Именно поэтому важно правильно собрать пакет необходимых документов и составить корректное заявление на проведение процедуры.

Необходимость регистрации прав

В основе законодательного регулирования вопроса необходимости проведения государственно регистрации права собственности лежит несколько нормативно-правовых актов:

  • Гражданский кодекс РФ в части описания правил заключения сделок;
  • ФЗ №218 — ФЗ от 13.07.2015 г., непосредственно описывающий процедуру, правила и особенности регистрации.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами при покупке жилья, земельного участка или дома на нем собственник обязан зарегистрировать вновь возникшее право. Для этого придется собрать определенный набор документов, подтверждающий законность приобретения недвижимости, написать заявление и подать его в регистрирующий орган.
Обязательна ли эта процедура? Обходить ее крайне не рекомендуется, так как без ее осуществления сделка не будет завершенной. Это означает, что, если лицо по каким-то причинам не зарегистрировало право на объект, оно сможет владеть им, пользоваться, но не распоряжаться.

Основания для отказа в регистрации права собственности

Указанным ФЗ №218-ФЗ от 13.07.2015 г. предусмотрена возможность вынесения отказа от проведения государственной регистрации прав на имущество. Это указано в статье 27 нормативно-правового акта. Однако статья имеет отсылочный характер и предлагает обратиться к ст. 26 этого же закона. Там перечислены основные правила и основания, по которым может быть приостановлена или вовсе отменена регистрация прав.
Среди указанных в законе следующие основания:

  • у продавца отсутствует право на распоряжение отчуждаемым объектом;
  • заявление подано лицом, которое является ненадлежащим;
  • обнаружены противоречия между теми правами, которые заявлены в качестве регистрируемых и теми, которые есть на момент проведения процедуры;
  • нет полного перечня необходимых документов или предоставленные бумаги не отвечают требованиям подлинности или подписаны лицами, не имеющими на это право;
  • сделка или иное основание для регистрации права признана ничтожной или недействительной судом;
  • бумаги, предъявленные сторонами, не гарантируют перехода или возникновения права и т.д.

Всего в законе указано 56 причин для отказа или отсрочки проведения госрегистрации права собственности на землю или любой иной объект.
Однако п.2-9 ст. 26 ФЗ №218-ФЗ от 13.07.2015 г. описывают сроки, на которые может быть отложена регистрация при условии устранения всех препятствий по проведению процедуры. В них указывается условия, по которым госрегистрация будет продолжена.
В статье же 27 указанного Федерального закона определено право регистрационного органа вынести отказ в регистрации права собственности на квартиру и другие виды имущества в случае, если в установленный законом срок все препятствия не были устранены.
Согласно правилам отказ должен быть письменным и обязательно мотивированным. Это означает, что заинтересованное лицо получит не только официальный документ с отказом госрегистрации, но и описание причин, которые привели к такому решению.

Обжалование отказа

Вынесение отказа в проведении госрегистрации прав может быть обжаловано заинтересованным лицом. Эта процедура проводится в судебном порядке путем подачи заявления. Однако в зависимости от заявителя может отличаться место подачи заявления:

  • арбитражный суд, если это юридическое лицо;
  • суды общей юрисдикции при обращении физического лица.

При подаче такого вида исков не предусматривается досудебный порядок регулирования. Часто перед обращением в суд рекомендуется попытаться решить проблему мирным путем. Так как отказ выносится в официальной форме, а разбирательства по делам его обжалования не входят в компетенцию регистрирующих органов, то придется сразу обращаться в суд.
Исковое заявление следует подавать не позднее, чем истечет 3 месяца с момента вынесения отказа. Если срок пропущен по уважительной причине, то его можно восстановить в судебном порядке.
Заявление по оспариванию отказа в проведении госрегистрации права должно содержать определенную информацию:

  • наименование суда, в который обращается заявитель;
  • данные о заинтересованном лице (Ф.И.О., место регистрации, данные паспорта и т. д.);
  • данные о регистрирующем органе, вынесшем отказ;
  • реквизиты документы, в виде которого предоставлен отказ;
  • сведения о тех обстоятельствах, которые являются важными;
  • ссылки на нормативно-правовые акты, статьи и пункты, которые нарушены таким решением регистрирующего органа;
  • просьбы заявителя в признании такого решения недействительным и проведении госрегистрации.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 333.4 НК РФ определено, что при получении отрицательного решения по осуществлению госрегистрации прав возврату госпошлина не подлежит. В случае с обжалованием решения в суде требовать возврата пошлины не целесообразно, так как при принятии положительного решения судом регистрация будет проведена.

Таким образом, существует возможность вынесения отказа в проведении государственной регистрации права собственности. Однако это крайняя мера, которая применяется, если допущены серьезные нарушения процедуры проведения регистрации. Кроме того, законодательством предоставляется время на исправление таких ошибок. Если же заинтересованное лицо не сделает этого, только тогда выносится отказ. Он может быть обжалован в судебном порядке путем подачи соответствующего заявления.

Проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество



Встатье проводится оценка нововведений, касающихся Федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Рассматриваются проблемы защиты сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и иные проблемы, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество.

Ключевые слова: недвижимое имущество, государственная регистрация, Единый государственный реестр недвижимости, выписка.

Актуальность темы статьи обусловлена несколькими причинами. Во-первых, ростом рынка недвижимости, во-вторых, необходимостью обеспечения безопасности субъектов сделок с недвижимостью, в-третьих, необходимостью совершенствования процедуры государственной регистрации. В связи с этим, сложность и обширность законодательства в сфере государственной регистрации недвижимого имущества требует тщательного его изучения, выявления проблем и их устранения.

Проблемы государственной регистрации недвижимости на протяжении длительного времени обсуждаются на государственном уровне. Так,13 июля 2015 года был принят новый Федеральный закон № 218– ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» , в котором сделана попытка решить часть существующих на тот момент проблем.

В рамках данного вопроса рассмотрим преимущества и недостатки нововведений. Среди преимуществ можно назвать следующие:

  1. Появление Единого государственного реестра недвижимости. В настоящее время ведение данного реестра осуществляется в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН (ФГИС ЕГРН).
  2. Закрепление правого статуса машиноместа, как объекта недвижимого имущества (однако это не касается парковочных мест вне здания).
  3. Отмена градостроительного плана земельного участка.
  4. Сокращение срока кадастрового учета и государственной регистрации прав.
  5. Появление экстерриториальности (т. е. на сегодняшний день документы можно сдавать в любом подразделении Росреестра или МФЦ, независимо от того, где расположен объект недвижимого имущества).
  6. Появление электронного обмена информацией между государственными органами (т. е. в настоящее время государственные органы могут самостоятельно обмениваться информацией, что в значительной степени облегчает процесс получения тех или иных необходимых документов и сам процесс регистрации прав), что экономит время и средства лиц, участвующих в деле и процессуальные сроки .

Таким образом, все вышеуказанные изменения безусловно делают оборот недвижимости проще и удобнее для обычных граждан и дают больше гарантий защиты со стороны государства.

Еще одним плюсом, можно назвать то, что выписка из Единого государственного реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним отражает больше сведений, это: наличие или отсутствие права собственности на недвижимое имущество; вид права собственности (полное, долевое); наличие или отсутствие обременительных прав (арест, ипотека, залог, сервитут).

Следует отметить, что введенные новшества все же не решили все существующие на практике проблемы. К недостаткам указанного закона можно отнести неудачный выбор формулировки названия федерального закона, так как государственной регистрации подлежит не недвижимость, а право на недвижимое имущество. Другим недостатком является закрепление электронной формы выписки сведений из единого государственного реестра недвижимости, подтверждающий право на недвижимое имущество.

Анализ норм федерального закона показывает, что электронная форма единого государственного реестра недвижимости является с одной стороны преимуществом нового закона, а с другой стороны порождает новые проблемы. Так, п. 11 статьи 7 федерального закона говорит о том, что защита сведений единого государственного реестра недвижимости осуществляется оператором федеральной государственной информационной системы ведения единого государственного реестра недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, ссылка на законодательство отсутствует. Законодательство лишь устанавливает, что функция оператора возлагается на федеральное государственное бюджетное учреждение «ФКП Росреестра» . В связи с этим необходимо законодательно регулировать процедуру защиты сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости путём принятия соответствующей инструкции.

В настоящее время права на недвижимое имущество удостоверяет выписка из единого государственного реестра недвижимости. С одной стороны, выписка обладает свойством актуальности, так как она имеет силу только в момент выдачи, удобства, так как выдается и в бумажном, и в электронном виде, Но с другой стороны, при современных темпах развития информационных технологий существует угроза хакерских атак и изменения сведений о правах на недвижимость, в результате чего сведения содержащиеся в выписке могут быть недостоверны. Формат выписки упрощает мошеннические схемы с недвижимым имуществом, поскольку, если свидетельство о праве собственности выдавалась на государственном бланке, то выписка выдается на обычной бумаге.

Следует отметить, что федеральный закон также не дает определения выписки и при упоминании об удостоверении права на недвижимое имущество, законодатель используют различные формулировки: выписка из единого государственного реестра недвижимости, документ, содержащий сведения из единого государственного реестра недвижимости. Следует придерживаться одной категории — выписка и определить её как документ, удостоверяющий государственную регистрацию и содержащий сведения из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выдаваемый в бумажном или электронном виде.

Говоря о минусах, внесенных в закон изменений, можно сказать то, что перестала существовать альтернатива в выборе свидетельства или выписки. Также, при каждом действии в отношении объекта недвижимости (будь то, купля-продажа, аренда, мена, дарение) потребуется данная выписка, которая облагается государственной пошлиной .

Таким образом, важной задачей государства является обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество и снижение размеров государственной пошлины за выдачу выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)// СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4344.
  2. Приказ Росреестра от 04.05.2017 г. № П/0214 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости»» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2017 N 46889) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 31.05.2017.
  3. Киреева О. А. Основные изменения в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Научный альманах. 2017. № 4–1 (30). С. 442–445.
  4. Сармин Н. А. Актуальные проблемы государственной регистрации прав на недвижимо имущество и нотариальное удостоверения сделок с ним // Материалы конференции с международным участием «Актуальные проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и нотариального удостоверения сделок с ним». Ростов н/Д: Издательство ЮРИУ РАНХиГС, 2017. 2017. С.77–87.

Процесс государственной регистрации операций с недвижимым имуществом регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ (именуемый далее – Закон). Лебедев Антон

Прием документов на государственную регистрацию является самым началом процесса регистрации возникновения или прекращения прав на объект недвижимости. Результата у такого приема документов может быть всего два:

  • Государственная регистрация;
  • Отказ в государственной регистрации.

В случае выдачи зарегистрированных документов предшествует занесение сотрудниками регистрирующего органа (Управления ФРС Росрегистрации) записи о совершенном регистрационном действии в Единый государственный реестр прав (ЕГРП). После совершения регистрационный действий регистрирующий орган выдает зарегистрированный пакет документов с проставленными штампами, подтверждающими совершение регистрационных действий, и свидетельства о государственной регистрации. 📌 Реклама Отключить

При выдаче сообщения об отказе в совершении регистрационных действий, регистрирующий орган мотивирует отказ ссылками на нормы законодательства. Получив такой отказ, заявители могут устранить замечания и подать документы вновь или обжаловать отказ в суде.

Промежуточной стадией в решении вопроса об отказе или регистрации может быть сообщение о приостановке регистрационных действий до исправления конкретных замечаний регистрирующего органа. Однако, по результатам этих замечаний при их исправлении будет регистрация, при неустранении замечаний — отказ в совершении регистрационных действий.

Юридические основания отказа в совершении регистрационных действий

К счастью для заявителей, в п. 1 ст. 20 Закона определен список оснований для отказа в совершении регистрационных действий. В регистрации может быть отказано, если:

📌 Реклама Отключить

  • право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
  • документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  • акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
  • лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
  • лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
  • правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
  • правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества;
  • не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав;
  • имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
  • осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии в соответствии с федеральным законом.

В статье 20 Закона особо отмечено, что наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него. 📌 Реклама Отключить

При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суде или арбитражном суде.

До внесения в ЕГРП записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права.

📌 Реклама Отключить

При отказе в государственной регистрации права уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается. При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

Отрицательные последствия отказа в совершении регистрационных действий

Самым существенным негативным последствием отказа в совершении регистрационных действий является отсутствие правовых последствий самой сделки, т.е. перехода права собственнсти. Существуют несколько групп договоров которые считаются заключенными с момента государственной регистрации. К таким договорам относятся все сделки с жилыми объектом недвижимости (п.3. ст.433 ГК РФ). Договоры с нежилыми помещениями и земельными участками считаются заключенными с момента их подписания. Однако, действующее законодательство предусматривает обязательную государственную регистрацию перехода права собственности по договору купли-продажи любого объектами недвижимости, т.к. в соответствии со ст. 551 ГК РФ договор купли-продажи недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации. Переход права собственности не прошедший обязательную государственную регистрацию считается не произошедшим, и не порождает правовых последствий для ее сторон. Таким образом, отказ в государственной регистрации означает отсутствие самой сделки. Еще одним отрицательным последствием отказа в государственной регистрации является потеря денежной суммы в размере уплаченной государственной пошлины, т.к. в соответствии с п. 5 ст. 20 Закона уплаченная пошлина в случае отказа в регистрации не возвращается.

📌 Реклама Отключить

При получении отказа в государственной регистрации у заявителя остается лишь два выхода:

  • Повторно обратиться с заявлением о регистрации права (сделки), исправив документы или устранив все иные замечания, указанные в уведомлении об отказе. Законом не установлено каких-либо ограничений в отношении количества таких обращений, поэтому можно обращаться в регистрирующий орган с этой целью сколько угодно раз, разумеется каждое обращение должно сопровождаться уплатой государственной пошлины. Но это касается лишь случаев с устранимыми нарушениями, например опечатки, недочеты и неточности в договоре.
  • Обжаловать отказ в суде или подать в суд иск о признании права. Этот случай используется только тогда, когда замечания, указанные в уведомлении об отказе, устранить не возможно в силу объективных причин.

Форма и процедурные сроки при отказе в регистрации 📌 Реклама Отключить

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона при принятии решения об отказе в государственной регистрации заявителю в письменной форме и в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение (письмо) о причине отказа.

Письмо об отказе в совершении регистрационных действия подписывается регистратором и должно содержать мотивированные причины отказа со ссылками на нормативно правовые акты, которыми руководствовался регистратор принимая решение об отказе. Письменный отказ в совершении регистрационных действия направляется всем сторонам сделки. Также отказ должен обязательно содержать ссылку на одно из оснований содержащихся в п. 1 ст. 20 Закона – юридическое основание отказа.

Юридические основания для приостановления совершения регистрационных действий

📌 Реклама Отключить

Основания для приостановления («приостановки») совершения регистрационных действий четко не прописаны в ст. 19 Закона о регистрации. Указанная статья не содержит исчерпывающий список оснований для приостановления, и устанавливает правило о том, что регистрация может быть приостановлена «при возникновении … сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений». Срок приостановления регистрационных действий определен Законом — 1 месяц. По закону государственный регистратор обязан принимать необходимые меры по получению дополнительных сведений и подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

Государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором только при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов.

📌 Реклама Отключить

В случае приостановления регистрационных действий государственный регистратор в письменной форме уведомляет заявителя о причинах, препятствующих регистрации. Суть этих оснований обычно сводится к подаче дополнительных документов или исправлении ошибок в ранее предоставленных документах.

Однако если месячный срок приостановления регистрации будет пропущен и замечания не будут устранены, то государственный регистратор на основании п. 2 ст. 19 Закона обязан оказать заявителю в совершении регистрационных действий.

Обжалование отказа в совершении регистрационных действий в судебном порядке

Действующим законодательством предусмотрена процедура обжалования действий (бездействий) органов государственной власти. В п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прямо предусмотрено правило о том, что отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

📌 Реклама Отключить

Если отказ в регистрации будет получен юридическим лицом, то обжалование должно происходить в порядке, установленном правилами главы 24 Арбитражно-процессуального Кодекса РФ («рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов…»). Срок обжалования такого решения установлен п. 4 ст. 198 АПК РФ и равняется трем месяцам со дня, когда стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Если в регистрации будет отказано физическому лицу, то оно вправе обжаловать отказ в порядке, установленном правилами главы 25 Гражданско-процессуального Кодекса РФ («производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти…»). В соответствии с п. 1 ст. 256 ГПК РФ такие отказы должны быть обжалованы физическими лицами также в течение трех месяцев со дня получения уведомления об отказе.

📌 Реклама Отключить

Если судом будет удовлетворено требование истца, то отказ будет признан незаконным и регистрационный орган будет обязан совершить регистрационные действия. Причем срок вступления решения арбитражных судов об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, за исключением случая когда самим решением установлен иной срок.

Автор — Адвокат Адвокатской фирмы «ЮРИНФОРМ-ЦЕНТР»Лебедев Антон Юрьевич.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *