Порча школьного имущества

С первых дней обучения в школе учителя объясняют детям правила поведения в учебном заведении. Классные часы, внешкольные мероприятия, индивидуальные беседы с детьми нередко бывают посвящены тому, что можно делать в школе, а чего делать категорически нельзя. На педагогах лежит большая ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка. Помимо этого на педагогах, администрации учреждения лежит ответственность за имущество, которое есть в школе. Учитывая, что школа место массового посещения детей, то редко кому в образовательном учреждении удается избежать случаев, связанных с порчей ребенком школьного имущества. Дети могут и сломать стулья, и изрисовать парты, и порвать диван, и разбить стекло т.д. В связи с этим нередко родителям приходится возмещать причиненный ущерб. В каких случаях родители обязаны возместить ущерб, который причинили их дети, находясь в школе? Насколько будут обоснованы требования школы о возмещении вреда согласно действующему законодательству?

Так как на школе лежит ответственность за охрану здоровья обучающего каждый несчастный случай, произошедший с учеником, подлежит обязательному расследованию. Ст. 41 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) говорит о том, что охрана здоровья обучающихся включает в себя профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

«Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» (п.4 ст.41 Закона).

Если ли в Законе такие же положения касающиеся охраны имущества школы? Закон предусматривает только обязанность обучающихся, которая предусматривает бережное отношение к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. Данное правило распространяется на все категории обучающихся: и воспитанников, и учащихся, и студентов и др.

«Обучающиеся обязаны:

  • выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
  • бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность» (п.1 ст.43).

Таким образом, Закон «Об Образовании в Российской Федерации» не говорит об ответственности школы и ответственности обучающихся и их родителей, если имуществу образовательной организации был причинен вред. За разъяснениями следует обратиться к Гражданскому кодексу РФ 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (далее — ГК). Это означает, что вопросы ответственности обучающихся за вред причиненный в школе относят к гражданско-правовой ответственности, а также вопросы возмещения этого вреда, регулируются положениями гражданского законодательства. ГК возлагает ответственность за причинение вреда на само лицо, причинившее вред, если не докажет отсутствия своей вины. Но так как в школах обучается большое количество несовершеннолетних детей, то к ним применяются «особые правила» ответственности за свои поступки и действия.

Ответственность обучающихся не достигших возраста 14 лет

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине (п. 1 ст.107 ГК РФ). Если же малолетний гражданин причинил вред в то время, когда он временно находился под надзором образовательной или иной организации, обязанной осуществлять за ним надзор, то эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по её вине при осуществлении надзора (п.3 ст.1073 ГК РФ). Отсутствие дежурного учителя на этаже, попустительство в ситуации осуществления воспитания или контроля за детьми, безответственное отношение учителя к недопустимым действиям со стороны детей может повлечь за собой порчу школьного имущества. Нередко дети вследствие неосторожных действия, играя, не нарушая Устава школы, могут что-то сломать.

Когда учащийся, находясь в школе на уроке или перемене, на факультативном занятии или в ГПД испортил школьное имущество, то в большинстве случаев он/его родители не обязаны будут возмещать вред, так как ребенок должен был находиться под присмотром либо дежурного учителя, либо классного руководителя. Родители должны будут возместить вред только в том случае, если школа сможет снять с себя вину за ненадлежащий надзор. Доказать отсутствие вины школе крайне трудно, поэтому ущерб чаще всего возмещает сама школа. Учебное заведение, возместив убытки, причиненные детьми до 14-летнего возраста в то время, когда они находились под их надзором, вправе взыскать понесенные расходы с тех лиц, которые плохо выполняли свои служебные обязанности по надзору за детьми в соответствии с трудовым законодательством.

Ответственность учащихся от 14–18 лет

Другое дело обстоит с теми учащимися, которым исполнилось 14 лет. Школа, как организация осуществляющая надзор за несовершеннолетним, несет ответственность по возмещению вреда ребенком, причинившим вред в возрасте от 14 до 18 лет, только в случае, если у такого обучающегося нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда. Если у обучающегося есть доход, что бывает достаточно редко, то он должен возместить вред из собственных средств и самостоятельно несет ответственность за свои действия. Если же у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, то вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (п. 1,2 ст.1074 ГК РФ). Предполагается, что в 14-летнем возрасте человек уже может отдавать себе отчет о последствиях своих действий. Соответственно претензии школы по возмещению причиненного вреда первостепенно должны быть адресованы именно ему. А родителям и иным законным представителям лишь во вторую очередь.

Если родителям предъявляют претензии относительно вопроса порчи школьного имущества, то необходимо учитывать возраст ребенка и узнать, кто в момент проступка должен был следить и контролировать поведение школьников. Очень важно специально дети испортили ту или иную школьную вещь из хулиганских побуждений или случайно, не имея умысла. Когда родители отказываются от возмещения вреда, школа имеет право обратиться с гражданским иском в суд, если был нанесен значительный вред, вследствие нарушения Устава образовательной организации.

Обязана ли школа возместить ущерб ребенку и его родителям, если в школе у ребенка украли вещи или денежные средства?

Часто педагоги на собрании объясняют родителям, что нет необходимости приносить в школу дорогие вещи, например, планшеты или дорогостоящие телефоны, большие суммы денег. Это связано с тем, что ответственность за сохранность данных вещей школа не несет. Такие убытки школа возмещать не должна. Если у ребенка украли телефон в школе, а затем узнали, кто это сделал, то родители несовершеннолетнего ребенка, который украл вещь, должны возместить ущерб. Ответственность за воспитание в данном случае лежит на родителях.

Каждый случай порчи имущества нужно рассматривать индивидуально. Очень важна позиция родителей по отношению к факту порчи школьного имущества ребенком. Многие родители рассматривают наступление ответственности у детей за свои действия и проступки, как воспитательный момент, поэтому стараются возместить ущерб. Но в большинстве случаев школа не имеет права требовать какого-либо материального возмещения нанесенного вреда.

Действия школы при выяснении факта порчи школьного имущества

Если факт нарушения Устава школы и как следствие порчи имущества был установлен, то педагогам, которые были призваны обеспечивать присмотр за детьми, необходимо написать объяснительные записки. Если случай серьезный, то необходимо известить родителей. Факт нанесения ущерба нужно зафиксировать. Можно собрать комиссию, которая оценит нанесенные убытки. Ущерб может быть незначительным, а может повлечь за собой и различные неблагоприятные последствия для класса, сложный ремонт, вызов различных специалистов и т. д.

Требования о возмещении вреда могут быть адресованы:

  • учащемуся, которому исполнилось 14 лет;
  • работникам школы;
  • родителям учащегося.

В школе может быть принят локальный акт, который регулирует вопросы, связанные с процедурой возмещения вреда школьному имуществу.

Во многом действия обучающихся, которые умышленно портят школьное имущество связанны с воспитанием и усвоенными в семье правилами поведения. Родителям лучше не игнорировать факты плохого поведения их ребенка, тем более, если наступили какие-либо последствия. Когда ребенок систематически нарушает Устав образовательного учреждения, стоит на внутришкольном учете или в комиссии по делам несовершеннолетних, то к такому учащемуся нужен особый подход различных специалистов школы. Если дети случайно что-то сломали или испортили, то чаще всего бывает достаточно беседы классным руководителем и извещения родителей.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 15.06.2016
  • Все консультации автора

Проект «Порча школьного имущества»

Слайд 1

Проект «Порча школьного имущества» Выполнили : Грицаник Марина, Мошкина Ксения -учащиеся 6 «А» класса Руководитель: Макеев А.А. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение » Горковская средняя общеобразовательная школа» Конкурс «Лучший класс — 2013»

Слайд 2

Рамки пространства Проект создан для учеников 1-11 классов. Рамки пространства проекта – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Горковская средняя общеобразовательная школа

Слайд 3

Проблемы Порча школьного имущества – очень распространённая проблема в нашей школе. Почти каждый учитель жалуется на состояние мебели в своём классе: разрисованные парты, стулья без креплений, полосы от ботинок на полу, жевательные резинки под партой, грязные стены и т.д. Но никто ещё не придумал, как с этим бороться (ведь учащиеся всё это делают исподтишка).

Слайд 6

Порчей школьного имущества считается приведения в нерабочее состояние школьного оборудования и сантехники; приведение в нетехнический вид парт, стульев, подоконников, окон стен и т.д.

Слайд 7

Цель проекта Защитить права граждан школы, пользующихся школьным имуществом, и уберечь школу от лишних финансовых затрат; Приучить граждан города Кедров к ответственности за свои поступки.

Слайд 8

Задачи: опрос учащихся и учителей по поводу этой проблемы; рекомендовать введения новой нормы в устав школы; Усилить ответственность учащихся нашей школы.

Слайд 9

Обязанности учащихся Каждый учащийся школы обязан беречь школьное имущество Каждый учащийся обязан пресекать порчу школьного имущества самостоятельно или с чьей-нибудь помощью Каждый учащийся обязан помогать в ремонте школьного имущества

Слайд 10

Этапы работы Опрос учителей, обслуживающего персонала школы по данной теме; Обработка информации; Написание законопроекта; Защита проекта

Слайд 11

Социологический опрос В ходе опроса были анкетированы 50 учащихся.

Слайд 12

Социологический опрос В ходе опроса респондентам были предложены следующие вопросы: Рисовал ты в классе: на стульях, партах? Хотите ли вы чтобы в вашем классе была чистота? Как вы относитесь к сломанной мебели в школе? Сделаете ли вы замечание тому кто портит имущество школы.

Слайд 13

Социологический опрос От чего зависти чистота в классе?

Слайд 14

Социологический опрос Рисовал ты в классе на стульях и партах?

Слайд 15

Социологический опрос Хотите ли вы чтоб в вашем классе была чистота?

Слайд 16

Социологический опрос Как вы относитесь к сломанной мебели в школе?

Слайд 17

Социологический опрос Сделаете ли вы замечание тому, кто портит школьное имущество?

Слайд 18

В случае умышленной порчи имущества виновник обязан: Восстановить школьное имущество или выплатить сумму, установленную хозяйственным отделом. Отработать на благо школы после уроков или в свободное время, определенное количество часов. Для учащихся 1-5 классов восстановление и ремонт производится родителями данных учеников (возможна выплата суммы).

Слайд 19

Порча имущества по неосторожности В случае порчи имущества по неосторожности, виновник обязан восстановить имущество или выплатить его стоимость.

Слайд 20

Все ученики и преподаватели школы должны быть ознакомлены с данным законом От каждого класса должны быть дополнения и поправки в письменном виде Доработка законопроекта на основе поправок и дополнений Утверждение директора Внесение данного закона в устав школы Оглашение закона в письменном и устном виде ДВИЖЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

Слайд 21

Вывод Этот проект будет актуален в нашей школе, поскольку это повысит бережность отношения учеников к школьному имуществу.

Слайд 22

Состав проектной груп пы Мошкина Ксения, Грицаник Марина – создание и оформление проекта. Защита проекта, опрос учащихся, учителей, обслуживающего персонала Макеев А.А. – руководитель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *