Про дежурство по школе

Насколько правомерны школьные дежурства?

Дежурство в школе стало обычным явлением. Иногда оно вызывает возмущение со стороны родителей или учеников, иногда к такому методу поддержания порядка относятся как к данности, иногда пробуют с этим бороться. Поэтому, давайте рассмотрим данное явление в точки зрения законодательства. В конституции имеются две статьи, которые применимы именно к данной ситуации. Статья 37 Конституции России, которая гласит «Принудительный труд запрещен» и Статья 50 «Закона об образовании» в которой указано, что запрещено привлекать учеников школы к труду, который не предусмотрен школьной программой без их собственного согласия и согласия их родителей. При ссылке на данные постановления родителей и учеников, зачастую руководство школы со своей стороны ссылается на то, что данная обязанность учеников оговорена в Уставе школы. В таком случае, не лишним будет попросить данный Устав и внимательно с ним ознакомиться. В большинстве случаев, упоминания о дежурствах там не имеется. Но если же обязанность дежурить действительно прописана в Уставе, этот факт является противоречием действующему законодательству, и в таком случае нужно руководствоваться не Уставом а Конституцией и не забывать, что Устав школы не может противоречить Конституции России. Соответственно напрашивается вывод, что руководство школы не может принуждать учеников к дежурству без их согласия и письменного согласия их родителей или других ответственных лиц. Действия школьной администрации можно обжаловать. Первое, что нужно сделать, это обратиться с письменной жалобой к директору на незаконные действия классного руководителя. Если же жалоба остается без внимания, обращаться следует в управление образования или в органы по защите прав детей. Если же и эти жалобы не действуют, и администрация школы продолжает принуждать ребенка к незаконному труду, родители вправе обратиться в суд и настаивать на судебном разбирательстве. Имеется и другая сторона проблемы дежурств и это попытка наделить дежурных какими-либо ответственными функциями. Такой подход в первую очередь незаконен, так как ученик не может выполнять в школе административные обязанности и отвечать за порядок и дисциплину на вверенном ему участке. Этим могут заниматься только люди, имеющие специальную подготовку, то есть или педагоги, или работники соответствующих органов. Наделение административными функциями дежурных может привести к возникновению конфликтов между учениками и спровоцировать ситуации, которые отнюдь не способствуют поддержанию дисциплины и порядка на территории учебного заведения. Но тут можно понять и школьную администрацию, которая из-за ограниченности в финансировании не имеет возможности принять на работу достаточное количество обслуживающего персонала, чтобы полностью обеспечить все необходимые требования по поддержанию порядка. Поэтому, решение о дежурстве или каких-либо других работах, направленных на помощь школе должны проходить не в принудительном, а исключительно в добровольном порядке, что и должно оговариваться на общих собраниях с присутствием и самих учеников и их родителей.

Дежурство в классе: воспитание трудом иди насилие над личностью? Как назначить дежурных и никого не обидеть

Как грамотно организовать дежурство учеников в классе, составить график, согласовать все спорные моменты с родителями — практические советы и методики в нашей статье.

Законные основания уборки классов детьми. Можно ли заставить ребенка убираться в классе?

Пункт 4 статьи 34 закона «Об образовании» от 2013 г. запрещает привлекать учащихся к труду без их согласия и согласия их родителей, если эта работа не предусмотрена образовательной программой. Сегодня все больше педагогов и директоров школ склоняются к тому, что дети не должны убирать класс после уроков, мыть полы и окна. Некоторые школы сами финансируют услуги уборщицы, где-то за это добровольно платят родители. Этот вопрос должен регулироваться уставом и муниципальными нормативно-правовыми актами. Если же «трудовая повинность» прописана в уставе школы, то следует учитывать, что в подавляющем большинстве они утверждаются родительским комитетом, а это и есть согласие родителей на трудовое воспитание их детей.

Что же входит в понятие «дежурство в классе»? В широком смысле — это поддержание порядка в классе во время и после уроков. Школьник должен помочь учителю подготовить класс к следующему уроку, то есть приготовить доску, наглядные пособия, раздать тетради и так далее. Кроме того, дежурный должен следить за чистотой в классе: подобрать мусор, проветрить помещение, полить цветы, выровнять парты, задвинуть стулья, при необходимости подмести пол и так далее. Конкретные же обязанности определяет сам учитель.

Конечно, ни в коем случае не следует нагружать детей тяжелым физическим трудом или давать им травмоопасные задания.

Как организовать дежурство?

Определившись с правовыми вопросами, можно перейти к практическим.

  • Определиться с формой организации — дежурство по партам или по графику. Практика показывает, что и детям, и учителю удобнее дежурить по графику, так как он учитывает предпочтения детей и позволяет следить за исполнением работы.
  • Составить пары дежурных в соответствии с предпочтениями детей. Конечно, хорошо распределяются обязанности в паре «мальчик-девочка»: мальчик занимается более тяжелой работой, девочка более легкой. Но на практике все обязанности обычно ложатся на плечи более ответственных девочек. Поэтому лучше всего составлять пары «по интересам» — дети, которые дружат вне класса, будут охотнее помогать друг другу.
  • Определиться со сроком дежурства: пара дежурных может меняться каждый день либо дежурить всю неделю.
  • Составить график дежурств.
  • Купить и заполнить готовый многоразовый график. Такой график удобен тем, что его можно корректировать — надписи наносятся на доску маркером, который легко стирается. Такой график яркий и большой, заполнить его легко.
  • Составить таблицу-график в электронном виде на компьютере и распечатать. Таблицу можно составить на месяц, на четверть или сразу на год.
  • Нарисовать график на листе ватмана с детьми. Такая работа «по старинке», конечно, является трудоемкой и долгой, но зато способна объединить весь класс. При разработке такого графика каждый сможет проявить свою фантазию и мастерство.

Полезные советы:

  • Можно использовать фотографии детей вместо фамилий при составлении графика на компьютере.
  • Помечайте веселыми или грустными смайликами дни отдежуривших детей в зависимости от результата, такое оформление научит детей большей ответственности.
  • Оформите стенд «Обязанности дежурного». Он поможет детям не забывать, что нужно сделать.
  • Используйте бейджи или повязки для дежурных, позвольте дежурным пользоваться маленькими льготами, например, уходить на пару минут пораньше на перемену, дайте небольшую власть, например, делать замечания нарушителям порядка.

Дежурство — дело добровольное.
Как заручиться поддержкой родителей?

Прежде всего, следует помнить, что любой труд ребенка в классе сверх учебной нагрузки — это дело добровольное. Поэтому все вопросы участия детей в уборке необходимо согласовывать на первом родительском собрании. Если понятие дежурства и обязанности, связанные с ним, прописаны в школьных уставных документах, то об этом необходимо сообщить. Если же нет, то будет нелишним собрать с родителей письменное согласие на помощь ребенка в классе. Обычно родители и учитель приходят в конечном итоге к согласию и определяют, что будут и что не будут делать дети в школе.

При этом необходимо акцентировать внимание родителей на том, что все эти обязанности — добровольная помощь учителю, а если ее не будет, то педагог будет вынужден все это делать сам.

Кроме этого, занимаясь общественно-полезной работой, дети учатся уважать свой и чужой труд, правильно организовывать время, ответственно относиться к порученным заданиям. А внешняя упорядоченность, по мнению многих психологов, ведет к порядку во внутреннем мире.

Дежурить? ДА!

Конечно, дежурство — полезная форма общей работы, которая способствует развитию ответственности, самоорганизации школьников, приучает детей к труду и порядку. Как и в любой сфере жизни, здесь важно соблюдать чувство меры. При правильной организации дежурство в классе может стать незаменимым инструментом самоуправления учащихся.

По мнению А.С. Макаренко, дисциплина — это не метод и не средство воспитания. Дисциплина — это результат воспитания. Раньше к дисциплине буквально принуждали — вели дневники прилежания, рисовали стенгазеты. Сегодня перед учителем задача иного уровня сложности — сделать дисциплину результатом обучения. И с этой точки зрения дежурство — важный инструмент, позволяющий привлечь детей к общему делу.

Главное помнить, что в основе всех дел лежит принцип добровольности. А вот сделать так, что ученик захотел трудиться — это задача педагога.

Дежурство учителей по школе и рабочее время учителя

Образовательное учреждение – огромный отлаженный механизм. Тут верховенство Устава. Он проходит обязательную проверку на соответствие российскому законодательству. Возникает необходимость в расширении, скажем, прав сотрудников, дополняется Положениями. Надо проработать дежурство учителей по школе – пожалуйста! Не оспаривается. Так в реальности. Кто этим занимается? В первую очередь – руководство, представители профсоюзного комитета. Акт обсуждается на общем собрании, корректируется, принимается, вступает в силу. Вот примерная схема появления «новорожденного».

На практике части коллектива бесплатная обуза в тягость. Хорошо крупным ОУ с большой наполняемостью. У них приличный объём фонда заработной платы, стимулирования. Есть лазейка для материального поощрения. На селе этого лишены. Так устроена наша «оптимизированная» (читай «урезанная») зарплатная политика. («Нехороший» вопрос, многолетняя боль селян).

На кого укажет перст?

Однако надо организовать порядок на этажах на переменах, помочь в организации завтраков, обедов. Необходимо проследить за своевременным посещением и началом занятий, окоротить не в меру расшалившихся мальчишек, приструнить старшеклассников, потягивающих в укромных местечках сигареты… Встретить, проводить автобус. Словом, соблюдать дисциплину. Есть штатные работники, отвечающие за перечисленное? Увы… И не будет. Кому нагрузка? Естественно, педагогам…

«Равномерное распределение несения караульной службы облегчает её». Восемь человек? Через семь воскресений заступаем на пост! Ах, у вас их целых пятьдесят четыре? И сыр-бор? Помните, сколько в учебном году недель? Получается одна на преподавателя… Говорите, волокита? Извините… Такова специфика, иного пути не дано. Несправедливо? Может быть… Но никто, кроме нас… Возложить на техничек? Нереально! Нанять за счёт родителей? Запрещено! Люди грамотные, знаем: правительство не обеспечит благие пожелания.

Оформить законодательно…

Чтобы администрация меньше ходила на свидания в прокуратуру, отталкивайтесь от правовых норм. На сегодняшний день таковыми являются:

  1. Закон об образовании РФ (последняя редакция принята 29.12.2012 г.).
  2. Приказ Министерства от 03.02.2006 N 21. Это методички, на которые можно опереться в разработке и осуществлении функций «преподов» всех уровней.
  3. Существует еще приказ того же Министерства от 11.05.2016 №536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Есть обязанности классного руководителя, ответственного за ведение внеклассной (кружковой) деятельности. В праздники работаете? Да! Никому не удалось избежать такого удовольствия. Часто? Не то чтобы… Выезд на районные олимпиады, спортивные состязания, конкурсы… Есть возможность оплатить – оплачивайте! Нет? Мудрый администратор всегда найдёт компромиссное решение. Даст (даже неофициально) отгулять на каникулах, присовокупить потраченные дни к отпуску. Кому-то приходится отпрашиваться по средам, когда ещё там… На свадьбу друзей… В поликлинику: проверить зрение престарелой мамы – мало ли причин!

Целесообразнее оформлять в приказной форме. Повышается ответственность. С транспортом просто не обойтись. График разумно согласовать с самими дежурными, утвердить, вывесить на видном месте, следовать пунктам. Возможны перестановки по обоюдному согласию заинтересованных лиц. Всего на год вперёд не предусмотришь – мало ли…

… И по взаимопониманию

Добро всегда возвращается. Не все директора понимают значение хорошего микроклимата. У нас (намеренно не конкретизирую) протекало благополучно в течение тридцати лет. Пришёл новый «менеджер». Умный, жёсткий, требовательный. Обожает, чтобы по струнке… Затеяли капитальный ремонт. Прибыла начальник отдела. Попросила, чтобы одну линию насаждений убрали. За каждое спиленное дерево пообещала один день отгулов. Вокруг исключительно дамы, не освоившие навыки лесоповала… Стволы валили сторонние небритые мужики. Но не выполнены рекомендации начальства!

А тут добавилась напасть. Директрису, завуча в рабочие дни вызывают в РОНО. Любят чиновники, когда возят по бумажке в день ежедневно. Других дел, поди, подчинённые не знают… А уроков по шею. Сердобольные «девочки» заменяют год, другой. Потом оказывается, в журналах полный ажур, пропусков нет. Зарплату получают стопроцентно. За замену коллегам ни шиша, в смысле, ни копейки… Рассерчали товарки, перестали подменять. Сразу обида по принципу «…вы меня не уважаете!». (Ситуация напоминает соображение на троих с их извечной репликой.)

Там, где болеют душой за порученный участок, эксцессов не бывает. Если верхи начинают ловчить, изворачиваться, о каком понимании речь?

Вот в «малокомплектках» сняли ввиду подушевого подхода доплаты. Оставили мизер. Премии если не совсем ликвидировали, то сократили до минимума. И что? Теперь не учить, не воспитывать? Ни за что не отвечать? А ведь в подобных школах показатели выше, дети душевней, роднее. Трудно представить, но в 90% тут не берутся за репетиторство. Как в былые времена… Отстал? Давай, подсоблю…

Детство – мир особый. Идти в педвуз неблагодарно, бесперспективно. Карьеру не сделаешь… Когда-то в одном из московских лицеев на встрече с академиками прозвучала фраза: это не профессия – диагноз! Направляющиеся по непростой стезе выпускники прочувствуют сердцем, что это? Их надо «поварить в котле» не менее трёх лет, только потом давать направление в ВУЗ. Тогда не возникнет жалоб. Кандидат пройдёт через горнило, осознает все плюсы и минусы выбора. А пока воспринимайте недовольство отдельных индивидуумов, как должное. Остаётся верить, что на «Олимпе» повернутся лицом к нуждам «шкрабов», не станут отправлять в бизнес. Таковы реалии современности.

Положение о дежурстве учащихся в столовой

ПОЛОЖЕНИЕ

о дежурстве учащихся в столовой

1. Общие положения

1.Настоящее положение регламентирует обязанности дежурных по школьной столовой и устанавливает порядок организации дежурства.

2.В своей деятельности дежурные по столовой руководствуются Законом РФ «Об образовании», нормативными документами Министерства образования и науки РФ, локальными актами школы, Уставом школы, действующим трудовым законодательством и настоящим положением.

3. Дежурными по столовой назначаются учащиеся 6-11 классов. Учащиеся выпускных 9, 11 классов со второго полугодия освобождаются от дежурства.

4. График дежурства учащихся по столовой составляется заместителем директора по воспитательной работе в первую декаду сентября на первое полугодие и в первую декаду января на второе полугодие, в течение четверти могут быть произведены корректировки графика дежурства.

5. График дежурства утверждается директором.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель деятельности по дежурству — соблюдение чистоты и порядка в школьной столовой, контроль за сохранностью имущества, контроль за соблюдением правил поведения учащихся.

Задача дежурных — осуществление слаженного взаимодействия всей дежурной службы дня в школе.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Дежурство по столовой ежедневно осуществляют по 2 человека от 2 классов в каждой смене согласно графика дежурства.

3.2.Во время дежурства другие учащиеся не должны находиться в столовой и отвлекать дежурных от работы.

3.3. Дежурные учащиеся по столовой назначаются классным руководителем и осуществляют дежурство в течение учебного дня с 8.30 до 12смена), с 12.30 до 16смена) в течение недели по графику.

3.4. Перед началом дежурства (в 8-15) дежурные учащиеся должны пройти осмотр медицинской сестры в школьном медицинском кабинете.

3.5. К дежурству допускаются только здоровые учащиеся (без признаков ОРЗ: кашель, насморк, чихание), без повреждений кожных покровов (ссадины, царапины, герпетические высыпания).

3.6. Перед началом работы дежурные учащиеся должны обработать руки с мылом, получить спецодежду у работников столовой. Работать только в спецодежде. Нельзя выходить в спецодежде за пределы столовой. По окончании дежурства необходимо сдать спецодежду работникам столовой.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНЫХ ПО СТОЛОВОЙ

4.1. В обязанности дежурных по столовой входит:

4.1.1. сервировка столов, после каждой перемены наведение порядка на столах (уборка остатков пищи и протирание столов).

4.1.2. соблюдение техники безопасности при раздаче пищи.

4.1.3. продолжение учебного дня на уроках по расписанию по окончании дежурства.

4.1.4. сообщение о нарушениях порядка в столовой дежурному учителю или дежурному администратору.

4.2. Дежурные по столовой имеют право:

4.2.1. предъявления претензий к нарушителями порядка и добиваться выполнения Устава школы.

4.2.2. на поощрение за отличное дежурство по школе по итогам недели.

4.2.3. на проявление творчества в организации дежурства.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДЕЖУРНЫХ ПО ШКОЛЕ

5.1. Ответственность за несение дежурства по столовой возлагается на дежурных учащихся.

5.2. Контроль за исполнением обязанностей дежурных учащихся по школе возлагается на классного руководителя дежурного класса, заместителя директора по воспитательной работе.

5.3. За неисполнение обязанностей возможны следующие меры воздействия:

— сообщение в дневнике родителям.

6. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ ЗА ОТЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДЕЖУРНЫХ ПО ШКОЛЕ

6.1. За отличное дежурство по столовой по ходатайству классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе возможны следующие меры поощрения:

— благодарность родителям в дневнике за хорошее воспитание у сына или дочери ответственности и трудолюбия.

7. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

7.1. Работа дежурной службы дня отражается в следующих документах:

7.1.1. График дежурства по столовой (разрабатывается на полугодие заместителем директора по воспитательной работе).

8. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Каждый учащийся, учитель, класс имеет право внести свои предложения по изменению или дополнению настоящего Положения путем письменного сообщения администрации школы, которая рассматривает это сообщение и принимает решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *