Продажа сигарет поштучно

Где нельзя продавать сигареты

Список мест, где нельзя продавать сигареты — в п. 7 ст. 19 антитабачного закона

В определённых местах:

  • ближе, чем в 100 метрах от территории школ и детских садов,
  • в домах культуры и дворцах молодёжи,
  • в спортивных залах и на стадионах,
  • в больницах, поликлиниках и санаториях,
  • в городском и пригородном транспорте,
  • в зданиях госорганов,
  • на вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на станциях метро,
  • в гостиницах и хостелах.

Про помещение для продажи табака — в п. 1-3 ст. 19 антитабачного закона

Вне магазинов и павильонов. Чтобы продавать сигареты, нужно отдельное помещение. В нём должен быть торговый зал, склады и подсобки. Это может быть свой магазин, павильон, отдел в торговом центре или большом магазине. Нарушать это правило можно, только если в посёлке или на хуторе нет ни одного магазина или павильона.

В павильоне можно продавать сигареты, в киоске — нет. Киоск отличается от павильона тем, что покупатель не может зайти внутрь. Киоскёр продаёт товары через окошко.

Если вы ведёте бизнес в городе, значит, в киосках, кафе, ресторанах, барах, закусочных и на ярмарках продавать сигареты нельзя.

В Костомукше суд запретил владелице магазина «Алко» Воробьёвой продавать сигареты, потому что между магазином и ближайшей школой меньше 100 метров. В апелляции предприниматель объяснила, что по лицензии «Алко» — это не магазин, а кафе. Она читала закон: в нём написано только про расстояние от школ до магазинов и павильонов. Значит, продавать сигареты в кафе можно, и её наказали несправедливо.

Судебная коллегия Верховного суда Республики Карелия ответила, что Воробьёва неправильно рассуждает. Продавать сигареты можно только в магазинах и павильонах, а значит, в кафе и ресторанах — нельзя. Сколько метров от заведения до школы не имеет значения. Первый судья принял верное решение, хоть и объяснил его иначе. Продажу сигарет в кафе «Алко» запретили.

Посмотреть решение Верховного суда Республики Карелия

Как нельзя продавать сигареты

Про рекламу табака — в п. 1 ст. 16 антитабачного закона

Рекламировать и ускорять продажу. По закону ни в каком виде нельзя рекламировать табак и всё, что связано с курением. Если в магазине за покупку бутылки вина дарят пачку сигарет, это нарушение закона. Табак нельзя распространять бесплатно. Скидки на сигареты тоже под запретом. Запрещено проводить конкурсы и лотереи, если для участия обязательно покупать сигареты. Табачная компания не может быть спонсором. По закону спонсорство — это один из видов рекламы. Запрещено, всё, что стимулирует продажу сигарет.

Жевательную резинку в виде сигарет можно купить в странах СНГ. В России имитация сигарет запрещена. Фото: Marvin
Товарный знак сигарет можно использовать только на пачках сигарет. Выпускать и продавать такие толстовки запрещено. Фото: Shopotam

Про продажу сигарет пошучно — в п. 6 ст. 19 антитабачного закона

Поштучно. В пачке должно быть 20 сигарет, ни больше, ни меньше.

До 2016 года такую пачку можно было купить в магазине. Потом правила изменились. Фото: Пикабу

Про продажу сигарет вместе с другими товарами — в п. 6 ст. 19 антитабачного закона

В упаковке с другим товаром. Сигареты не могут быть частью подарочного набора.

Такой подарок можно сделать дома для своих близких, но нельзя продавать в магазине. Фото: Pinterest

Всё о маркировке табака: как подключиться и продавать маркированные сигареты, ответы на вопросы и последние новости

Без маркировки. С 1 июля 2019 года производители выпускают только маркированные сигареты. На упаковке есть специальный код: по нему любую пачку можно отследить от завода до покупателя. У розницы есть год, чтобы распродать остатки сигарет без маркировки. После 1 июля 2020 года можно будет продавать только маркированные сигареты.

Инструкция: как подготовиться к продаже маркированных сигарет

Пачка сигарет с DataMatrix кодом. Чтобы её продать, нужно просканировать квадратный код 2D сканером

Про маркировку сигарет — в п. 3 ст. 18 антитабачного закона

Без акцизных марок. Производители сигарет сами закупают и приклеивают на пачки акцизные марки. Есть два вида марок: для местного и заграничного табака. На каждой указывают вид товара: сигареты с фильтром, сигары, сигариллы, табак трубочный. В момент приёмки товара предпринимателю нужно убедиться, что на пачках есть акцизные марки.

Акцизная марка для привозных сигарет. Фото: Гознак
Акцизная марка для привозных сигар. Фото: Гознак
Специальная марка для всей российской табачной продукции. Фото: Гознак

Про перечень табачной продукции — в п. 4–5 ст. 19 антитабачного закона

На открытой витрине. В торговом зале можно разместить только перечень сигарет с ценами. Продавец может открыть витрину с табаком, только когда покупатель попросит об этом.

Про минимальные и максимальные розничные цены — в ст. 13 антитабачного закона

Дороже цены на пачке. У пачки сигарет есть две цены, минимальная и максимальная:

  • максимальную розничную цену пишут на пачке. Продавать сигареты дороже нельзя;
  • минимальная розничная цена на пачке не указана. Чтобы её посчитать, нужно цену на пачке умножить на 75%. Это и будет минимальная розничная цена. Продавать дешевле запрещено.

Максимальная розничная цена этой пачки — 111 ₽. Значит, минимальная — 83 ₽. За продажу этих сигарет по 70 ₽ или по 112 ₽ предпринимателя накажут

Проверить розничные цены на табак можно на сайте налоговой.

Про продажу сигарет несовершеннолетним — в ст. 20 антитабачного закона

Несовершеннолетним.За продажу сигарет несовершеннолетним грозит штраф. Кто будет отвечать — продавец или предприниматель — решит суд. Чаще всего, если сотрудник под подпись прошёл инструктаж о запрете продавать табак несовершеннолетним, он и виноват. Если такого документа нет, могут наказать предпринимателя.

Что сделать, чтобы не получить штраф

Каким должен быть перечень табака — в п. 5 ст. 19 антитабачного закона

Оформить перечень табачной продукции. Витрину с табаком нужно закрыть и указать цены в перечне. На белом листе чёрными буквами одинакового размера в алфавитном порядке перечислить названия сигарет, а рядом — цены. В перечень нельзя добавлять фотографии или рисунки сигаретных пачек.

В законе ничего не сказано про размер шрифта в перечне. Он может быть любым, главное — одинаковым

Владельца магазина «Продукты» в Ленинградской области оштрафовали на 5000 ₽ за ошибки в перечне сигарет. Сигареты «Союз Аполлон» и «Оптима» были на витрине, но не попали в перечень. Названия некоторых марок в списке отличались от тех, что на упаковке: «Винстон» вместо «Winston», «Л м» вместо «LМ».

В суде предприниматель вместо того, чтобы спорить, пожаловался на проверяющих: они провели проверку с нарушениями. Суд поддержал предпринимателя. Штраф отменили, административное дело прекратили.

Посмотреть решение городского суда

Убедиться, что от магазина до школы или детского сада не меньше 100 метров. Расстояние нужно считать по прямой линии без учёта преград: от забора школы до двери магазина. Если расстояние до забора 98 метров, а до школьных дверей — 103 метра, продавать сигареты нельзя. В суде не сработает аргумент «через забор никто не ходит». Чтобы продавать сигареты, придётся переехать в другое помещение.

Расстояние от магазина до территории школы по прямой линии можно измерить на публичной кадастровой карте. Это кафе «Алко» в Костомукше, где суд первой инстанции запретил продавать сигареты из-за близости к школе

Как ловят нарушителей

По данным Роспотребнадзора, чаще всего штрафуют предпринимателей, которые:

  • неправильно оформили перечень табака,
  • продают сигареты рядом со школой,
  • продают сигареты без акцизных марок.

Предпринимателей ловят во время проверок: плановых и внеплановых. С внеплановой проверкой могут прийти по жалобе. Если в магазине вблизи школы продаются сигареты, достаточно купить пачку и отправить чек в Роспотребнадзор. Скорее всего, в суде чек посчитают доказательством и накажут предпринимателя.

В магазине «Красное и Белое» рядом с 52-й школой в Орске кто-то купил сигареты, написал заявление и вместе с чеком отправил в Роспотребнадзор. Этого хватило, чтобы предпринимателя вызвали в суд. А тот запретил продавать в магазине сигареты.

В компании не согласились с решением суда и подали на апелляцию. В «Красном и Белом» уверяли, что не продавали сигареты и на первом заседании суда просили отложить рассмотрение дела, чтобы собрать доказательства. Но судьи не нашли такого ходатайства в материалах дела, а доказательство продажи сигарет уже было — чек из магазина. Суд оставил решение без изменений.

Посмотреть решение апелляционного суда

Что грозит нарушителям

Нарушение Должностное лицо Индивидуальный предприниматель Юридическое лицо Статья
Стимулирование продажи табака 5 000 — 15 000 ₽ 5 000 — 15 000 ₽ 80 000 — 150 000 ₽ п.1 ст. 14.3.1 КоАП РФ
Неправильно оформленный перечень сигарет, продажа в запрещённых местах 5 000 — 10 000 ₽ 5 000 — 10 000 ₽ 30 000 — 50 000 ₽ п. 1 ст. 14.53 КоАП РФ
Продажа сигарет несовершеннолетнему 30 000–50 000 ₽ 30 000–50 000 ₽ 100 000–150 000 ₽ п. 3 статья 14.53 КоАП РФ
Продажа сигарет дороже цены на пачке 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации лишняя выручка от продажи сигарет за год, умноженная на два п. 1 статья 14.6 КоАП РФ

Стимулирование продажи табака

Должностное лицо: 5 000 — 15 000 ₽

Индивидуальный предприниматель: 5 000 — 15 000 ₽

Юридическое лицо: 80 000 — 150 000 ₽

Cтатья: п.1 ст. 14.3.1 КоАП РФ

Неправильно оформленный перечень сигарет, продажа в запрещённых местах

Должностное лицо: 5 000 — 10 000 ₽

Индивидуальный предприниматель: 5 000 — 10 000 ₽

Юридическое лицо: 30 000 — 50 000 ₽

Cтатья: п. 1 ст. 14.53 КоАП РФ

Продажа сигарет несовершеннолетнему

Должностное лицо: 30 000–50 000 ₽

Индивидуальный предприниматель: 30 000–50 000 ₽

Юридическое лицо: 100 000–150 000 ₽

Cтатья: п. 3 статья 14.53 КоАП РФ

Продажа сигарет дороже цены на пачке

Должностное лицо: 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации

Индивидуальный предприниматель: 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации

Юридическое лицо: лишняя выручка от продажи сигарет за год, умноженная на два

Cтатья: п. 1 статья 14.6 КоАП РФ

Подытожим

Если в магазине продаются сигареты, Роспотребнадзор проверит, как предприниматель соблюдает антитабачный закон. Нарушителю грозит штраф от 5000 ₽ до 150 000 ₽.

Где нельзя продавать сигареты:

  • вне магазинов и павильонов,
  • ближе, чем в 100 метрах от территории школ и детских садов,
  • в домах культуры и дворцах молодёжи,
  • в спортивных залах и на стадионах,
  • в больницах, поликлиниках и санаториях,
  • в городском и пригородном транспорте,
  • в зданиях госорганов,
  • на вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на станциях метро,
  • в гостиницах и хостелах.

Как нельзя продавать сигареты:

  • со скидками и рекламой,
  • поштучно,
  • в упаковке с другим товаром,
  • без маркировки,
  • без акцизных марок,
  • на открытой витрине,
  • дороже или дешевле установленной цены,
  • несовершеннолетним.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Можно ли продавать сигареты поштучно

В киосках разрешена ли продажа сигарет ПО ШТУЧНО?

Запрещаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями (часть 6 статьи 19 ФЗ «Об ограничении курения табака»).

Нет, продажа сигарет поштучно не дозволяется ни в киосках, ни где-либо ещё.

На днях Президент РФ подписал так называемый антитабачный закон, которым вводятся довольно серьезные ограничения как для продавцов табачных изделий, так и для их потребителей. Закон частично вступит в силу с 1 июня, а полностью начнет работать с 1 января 2017 г.

Проект антитабачного закона был внесен в Госдуму в прошлом году (см. «ЭЖ», № 46, с. 8) и довольно быстро приобрел статус закона. Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон № 15-ФЗ) установлен понятийный аппарат для соответствующих правоотношений, права и обязанности органов власти, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Курение в офисах, на пляже и транспорте окажется под запретом

Законом № 15-ФЗ постепенно вводится запрет на курение в общественных местах. В первый день лета вступит в силу запрет на курение:

  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных и иных подобных, медицинских, реабилитационных, санаторно-курортных услуг (заметим, что понятие территорий применительно к данному случаю в Законе № 15-ФЗ не дано);
  • в помещениях социальных служб, занятых органами государственной или муниципальной власти;
  • на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных помещениях;
  • в лифтах и местах общего пользования многоквартирных домов;
  • на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
  • на автозаправочных станциях.

С отсрочкой (с 1 июня 2014 г.) заработает запрет на курение:

  • в поездах дальнего следования и судах, находящихся в дальнем плавании, при перевозках пассажиров;
  • в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных, гостиничных услуг и услуг по временному размещению или его обеспечению, бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, нестационарных торговых объектов.

Территории и объекты, на которых курение табака будет запрещено, необходимо размещать специальные знаки. Означает ли отсутствие такого знака, что на данной территории или объекте курение дозволено, в Законе № 15-ФЗ не говорится. Но его неразмещение в месте, где такой знак должен быть размещен, наверняка будет иметь неприятные последствия для лиц, ответственных за такое размещение, в виде привлечения к административной ответственности.

Однако из приведенного выше обширного перечня Закон № 15-ФЗ позволяет сделать два исключения. По решению собственника или уполномоченного им лица может быть разрешено курение на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по пассажирским перевозкам, а также в помещениях общего пользования многоквартирных домов. Но только если такое курение осуществляется в специально отведенных для этого местах на открытом воздухе или же в изолированных помещениях, оборудованных системами вентиляции. Каким образом должно будет оформляться такое решение собственника и как следует обозначать отведенные для курения места, в Законе № 15-ФЗ не уточняется. Требования к оснащению специальных мест для курения должен будет утвердить уполномоченный государственный орган.

Право торговли табаком не будет зависеть от площади торговых объектов

В тексте антитабачного законопроекта содержались жесткие условия по ограничению продажи табачной продукции и табачных изделий. В частности, планировалось установить право такой продажи лишь за стационарными торговыми объектами с площадью более 50 кв. м в городах и более 25 кв. м в сельской местности. А при отсутствии в сельской местности стационарных торговых объектов планировалось разрешить на их территории развозную торговлю табаком.

В Законе № 15-ФЗ указанные нормы переформулированы, и ограничения по площади торговых объектов из них исключены (ст. 19). Розничная торговля табаком разрешается в магазинах и павильонах. Под магазином при этом понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

Положение о возможности осуществления развозной торговли табачной продукцией в сельской местности при отсутствии стационарных торговых объектов в тексте закона осталось без изменений.

Кроме того, торговля табачной продукцией даже в местах, где она разрешена, будет проходить в особом порядке. Выкладывать в торговом зале пачки с сигаретами продавцы больше не смогут. Вместо этого в торговом зале необходимо будет размещать список реализуемой табачной продукции, составленный в алфавитном порядке. Никакой свободы творчества для рекламодателей в этом списке нет: он должен быть напечатан на белой бумаге, буквами черного цвета и без каких-либо графических изображений.

Также будет запрещена поштучная продажа сигарет, продажа сигарет пачками, содержащими менее 20 штук, продажа табачных изделий без потребительской тары или в потребительской таре вместе с иными товарами.

Кроме того, Законом № 15-ФЗ установлен перечень объектов и территорий, где торговля табаком будет под запретом в любом виде. К ним, в частности, относятся территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, а также территории, расположенные к ним ближе, чем 100 метров по прямой линии.

Минимальные цены на табак составят 3/4 от максимума

С 1 января 2014 г. начнут действовать нормы Закона № 15-ФЗ, регулирующие минимальные цены на табачную продукцию.

В настоящее время законодательством устанавливаются только максимальные пределы таких цен. Их минимальный предел в следующем году должен будет составлять 75% от максимальной цены. За реализацию табачной продукции по ценам ниже минимальных виновные лица будут привлекаться к ответственности. В настоящее время административная ответственость для компаний установлена лишь за завышение максимальной цены на табачную продукцию (ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ) в виде штрафа в размере двукратной выручки, полученной от реализации продукции по такой цене за весь период реализации, но не более чем за год. Кодексом предусмотрена также и санкция за занижение регулируемых государством цен, правда, без оговорки в отношении табачной продукции (ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ). Однако даже если соответствующие корректировки в эту статью не внесут, на наш взгляд, ее вполне можно будет использовать при привлечении к ответственности торговцев, «продешевивших» со стоимостью сигарет.

Торговля сигаретами для ИП при правильном подходе позволяет получать высокую прибыль. Предприниматели могут вести её оптом и в розницу. Однако при организации табачного бизнеса придётся учитывать сильную конкуренцию в этой сфере и множество нормативных ограничений, связанных с особой вредностью таких изделий.

Законодательство по теме

Оптовая и розничная торговля табачными изделиями введена в строгие рамки несколькими нормативными актами, в числе которых главное место отведении «антитабачному» Закону от 23.02.2013 N 15-ФЗ. Действовать он будет и в 2019 году.

Основные рамки, касающиеся ИП, очерчены в 13-й, 19-й и 20-й статьях документа.

Торговать табачной продукцией разрешается изначально в:

  1. магазинах, которые должны представлять собой здание или его участок, отведённые под торговлю, соответствующим образом оборудованные, а также имеющие торговые, административные помещения, подсобки и т. п.;
  2. павильонах, представляющих собой строение с залом для торговли и рабочими местами (не меньше одного).

Только за неимением в населённом пункте таких объектов разрешается торговать из других точек вплоть до развозного способа. Запрещено продавать сигареты на ярмарках и выставках.

В торговых точках нельзя выкладывать сигареты на обозрение, а информировать покупателей посредством размещения прайс-листов, где по алфавиту приведён весь ассортимент табачной продукции. Демонстрировать товар можно после ознакомления клиентов с этим перечнем.

Не разрешается поштучно продавать сигареты, а также, если их в пачке меньше или больше 20 штук.

Введены территориальные запреты на реализацию табачных изделий, в результате запрет на продажу установлен:

  • в помещениях, отведенных для образовательных, культурных, спортивных, физкультурных, медицинских целей;
  • в общественном транспорте, государственных муниципальных учреждениях;
  • не ближе 100 метров от границы образовательного учреждения;
  • в зданиях и помещениях, отведённых для обслуживания пассажиров всех видов транспорта (авто, железнодорожного, авиа, водного, метро);
  • на территории, где предоставляются жилищные, гостиничные, бытовые услуги.

Нельзя продавать продукцию несовершеннолетним, то есть лицам, не достигшим 18 лет. Продавец, если не может сразу определить возраст покупателя вправе запросить у него паспорт гражданина российской федерации, чтобы убедиться в правомерности реализации. При отсутствии документа закон рекомендует отказать в продаже.

Запрещена продажа сигарет по цене ниже минимальной. Розничные цены устанавливаются производителями они и печатают на каждой пачке сигарет рекомендованную стоимость продажи. На неё и стоит ориентироваться и опускаться ниже нельзя.

На ИП возложена обязанность по проверке подлинности специальных и акцизных марок. Легальность их проверяют на сайте федеральных органов. Если предприниматель пропустит контрафактный товар по невнимательности, его привлекут к административной ответственности.

Лицензия

Торговля сигаретами в розницу, как вид коммерческих занятий, в перечне лицензируемых видов не значится. То есть специального письменного разрешения на такую реализацию не требуется в настоящее время, не запланировано их введение и на 2019 год.

Тем не менее, ИП, намеревающемуся начать бизнес на табачных изделиях, особенно на торговых площадях, настоятельно рекомендуется добавить соответствующий код ОКВЭД к тем, что были ранее и зарегистрировать его в реестре. Значение индекса – 47.11 позволяет торговать в неспециализированных магазинах продуктами питания и сигаретами. Проводит процедуру регистрации налоговая инспекция, делает это бесплатно, предпринимателю остаётся лишь написать соответствующее заявление.

С начала 2017 года торговля электронными сигаретами приравнена к реализации табачных изделий. Пока ограничения, приведённые в предыдущей главе, распространялись лишь на табачные изделия, но вскоре и такая продукция попадёт под нормирование.

В отдельных регионах налогообложение предпринимателей организовано таким образом, что на ЕНВД и патенте торговать сигаретами стало невозможно. Дело в следующем. Сигареты – товар подакцизный, а на «вменёнке» такую продукцию продавать запрещено. Однако в НК РФ приведён список соответствующих позиций и в нём табачных изделий нет.

Всё решается на уровне региональных законодателей, которые не включают в список допущенных к ЕНВД видов занятий продажу табачных изделий. Контролируют соблюдение ИП предписаний они через ОКВЭД.

Чтобы не получить наказание, рекомендуется справиться в местной налоговой инспекции о присутствии желаемого вида деятельности в списке разрешённых.

Онлайн кассы

Закон отдельно не устанавливает сроки перехода к онлайн кассам ИП, торгующих табачными изделиями. Поэтому следует руководствоваться правилами, действующими для всех предпринимателей.

В соответствии с требованиями закона торговля за наличный расчёт и с помощью банковских карт должна осуществляться с кассовыми аппаратами. Отсрочку до 1 июля 2019 года получили лишь индивидуальные предприниматели на ЕНВД и патенте. Им пока можно торговать без ККМ и, соответственно без онлайн кассы.

Налогоплательщики попросили Минфин отдельно пояснить, не нарушат ли это правило торговцы табачными изделиями, причисленными к подакцизным. Ведь на схожие категории – пиво и спиртные напитки специальный порядок пробития чеков уже введён. Специалисты министерства указали, что для предпринимателей на патенте и «вменёнке» продажа сигарет в 2019 году по новым правилам (то есть с онлайн кассами) должна вестись тоже с 1 июля.

В кассовом чеке ИП должен указывать наименование товара, поскольку с этого товара берётся акциз. Для другой продукции это правило не действует.

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1-5. Комментируемая статья устанавливает ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями. Ранее в статье 3 «Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий» содержалась лишь часть подобной регламентации, о чем подробнее сказано ниже. Предусмотренное в комментируемой статье регулирование соответствует статье 16 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, согласно п. 6 которой каждая Сторона принимает и осуществляет эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры, включая санкции против розничных и оптовых торговцев, в целях обеспечения соблюдения обязательств, содержащихся в п. 1-5 данной статьи.

В положениях ч. 1-5 комментируемой статьи установлен ряд ограничений розничной торговли табачной продукцией, которые в соответствии с ч. 3 ст. 25 комментируемого Закона вступают в силу с 1 июня 2014 г., т.е. по истечении одного года с момента вступления в силу основной массы норм данного Закона. Выше говорилось (см. коммент. к ст. 2 Закона), что понятие розничной торговли определено в п. 3 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Часть 1 комментируемой статьи допускает осуществлять розничную торговлю табачной продукцией только в магазинах и павильонах. На случай отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов в ч. 2 данной статьи предусмотрена возможность осуществления торговли табачной продукцией в других торговых объектах или развозной торговли табачной продукцией.

В части 1 комментируемой статьи непосредственно определено, что для целей данной статьи:

под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже;

под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи запрещены розничная торговля табачной продукцией: в иных торговых объектах, нежели указанные в ч. 1 и 2 данной статьи; на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 данной статьи.

Первоначальный вариант законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, предусматривал проекты несколько иных норм. Так, предлагалось установить следующая: розничная торговля табачной продукцией в городах и поселках осуществляется в стационарных торговых объектах, имеющих площадь не менее 50 квадратных метров; розничная торговля табачной продукцией в сельских населенных пунктах, а также вне сельских населенных пунктов осуществляется в стационарных торговых объектах, имеющих площадь торгового объекта не менее 25 квадратных метров; в случае отсутствия в сельском населенном пункте стационарного торгового объекта допускается развозная торговля табачной продукцией в этом сельском населенном пункте.

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает запрет розничной торговли табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте. Исключение составляет лишь случай, предусмотренный частью 5 данной статьи, регламентирующей доведение информации о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, до сведения покупателей.

Согласно части 5 комментируемой статьи устанавливается следующий порядок доведения до сведения покупателей информации о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли:

информация доводится продавцом посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований ст. 20 комментируемого Закона, т.е. демонстрация табачной продукции не может быть осуществлена несовершеннолетним и несовершеннолетними.

В остальном данная часть отсылает к законодательству РФ о защите прав потребителей, основным актом которого является Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (полностью изложен в новой ред. Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ)*(79). Как установлено в п. 1 ст. 10 названного Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Там же предусмотрено, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

6. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает запрет розничной торговли:

сигаретами, содержащимися в количестве менее чем 20 штук в единице потребительской упаковки (пачке);

сигаретами и папиросами поштучно;

табачными изделиями без потребительской тары;

табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

Ранее в рамках такой регламентации в ст. 3 Федерального закона «Об ограничении курения табака» предусматривалось следующее:

запрещаются розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов (п. 4);

запрещается розничная продажа табачных изделий, включая табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, без потребительской упаковки. Максимальная нетто-масса табака, содержащегося в потребительской упаковке и предназначенного для розничной продажи, не должна превышать 500 граммов (п. 9).

7. В части 7 комментируемой статьи определен перечень мест, в которых запрещается розничная торговля табачной продукцией. Так, установлено, что данный запрет действует в следующих местах:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в т.ч. на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Последний из указанных пунктов в соответствии с ч. 3 ст. 25 комментируемого Закона вступает в силу с 1 июня 2014 г., т.е. по истечении одного года с момента вступления в силу основной массы норм данного Закона.

Ранее в пункте 5 ст. 3 Федерального закона «Об ограничении курения табака» устанавливалось, что запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий образовательных организаций.

8. Часть 8 комментируемой статьи вводит запрет оптовой и розничной торговля насваем. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 2 Закона), согласно определению, данному в п. 21 ст. 2 Федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию», насвай — это вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья. Кстати говоря, в первоначальной редакции проекта комментируемого Закона предлагалось установить запрет оптовой и розничной торговли любыми некурительными табачными изделиями.

Как правильно продавать табак с 1 июля 2019 г.

Регистрация в ГИС табачного мониторинга

Чтобы зарегистрироваться в системе мониторинга, необходимо совершить несколько простых действий:

  1. Заполнить анкету для регистрации в «Национальной системе цифровой маркировки Честный знак».
  2. Внести сведения о торговой точке через личный кабинет участника табачного оборота.

Первый этап — отправление заявки на создание личного кабинета. Заявителю приходит на электронную почту ссылка на заполнение регистрационных данных. Чтобы регистрировать и затем продавать табачную продукцию, а также подписывать электронные универсальные передаточные документы (УПД), необходима электронно-цифровая подпись. Оформлением усиленной квалифицированной электронной подписи занимаются специальные удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи РФ. Получить электронную подпись также можно в нашем УЦ Калуга Астрал

Регистрация осуществляется на официальном сайте системы «Честный знак». Результатом успешного внесения данных является присвоение кода ID. С открытием личного кабинета в ГИС пользователь может пользоваться всем функционалом сайта. Продавцы и импортеры папирос и сигарет обязаны сдавать специальную декларацию по аналогии с ЕГАИС.

Как подготовиться к производству и продаже маркированных изделий

Правила приемки табачной продукции

Разработчики системы продумали все нюансы внесения информации в базу данных. Отечественная табачная продукция маркировка Data Matrix наносится производителем на фабрике. Нанесение Data Matrix на импортные товары осуществляется в стране изготовителя или непосредственно перед прохождением таможни. В Россию табак должен ввозиться уже подготовленным к реализации.

Обязанность производителя и импортера — сообщение системе мониторинга информации обо всех упаковках маркированной табачной продукции. Сделать это можно путем загрузки в ГИС электронных универсальных документов отгрузки товара. Таким образом, права собственности на табак зафиксируются. Переход этого права от одного участника к другому можно будет проследить по цепочке введения УПД. Перемещение табака в системе должно обрести актуальность к 1 июля 2020 года.

Важный момент — если к началу июля 2020 г. у импортера или производителя остался товарный запас без маркировки или с поврежденными кодами Data Matrix, остатки придется кодировать. Заявку на выпуск контрольно-идентификационных знаков пользователь системы сможет отправить прямо из своего Личного кабинета. Генерация новых кодов в виде строчки подлежит преобразованию в квадратный код. Его наносят на немаркированный товар, впоследствии — сканируют считывающим устройством.

Приемка продукции на реализацию может производиться со сканером, а можно будет этого не делать. Так продавец лишний раз страхуется от пересортицы. Ведь информация о производстве папирос или сигарет уже занесена в базу, когда производилась маркировка табака изготовителем или импортером. Принимать табак лучше пачками, но при оптовой продаже допускается сканирование блоков. Впоследствии при обнаружении несоответствий между данными ГИС и фактическим остатком в магазине без предварительного считывания сведений с упаковки будет физически невозможно внести изменения. А технические ошибки допустимы, особенно при масштабном производстве. Выход при обнаружении несоответствий — вернуть товар, не найденный в информационной базе, поставщику.

Особенности перемещения и возврата табачной продукции

В случае если продавец будет перемещать табачную продукцию между своими торговыми точками, фиксировать данное движение в системе не придется. Мониторинг планируется осуществлять по ИНН организации. Это облегчит и упростит учет, дополнительных документов на перемещение продукции регистрировать в ГИС не придется.

При возврате табака поставщику данная операция должна найти отражение в базе данных. С 01.07.2020 г. в УПД появятся новые реквизиты — КИЗ с табачных упаковок. При возврате полной партии необходимо будет сформировать возвратный документ, за основу которого берется первоначальный бланк о приходе ценностей.

Возврат партии частично оформляется различными способами:

  1. В автоматическом режиме через Личный кабинет ИС мониторинга. Для этого продавец просто выбирает накладную поставки и возвращает непроданный товар обратно поставщику.
  2. Ручной вариант, когда возвращаемая продукция сканируется вручную. В этом случае поставщик не должен иметь никаких претензий к полноте обработки партии.

Детали розничной продажи сигарет

Все сигареты и папиросы относятся к категории подакцизной продукции, поэтому в чеках на продажу обязательно должны указываться их наименования. Это правило касается как юридических лиц-компаний, так и индивидуальных предпринимателей (ИП). В общем виде, что касается применения предпринимателями специальных налоговых режимов (ПСН, ЕНВД), законодатели хотят ввести запрет на них при продаже подакцизных товаров. Все изменения законов, действующих в сфере регулирования оборота маркированной продукции, можно найти на сайтах с нормативно-правовыми актами РФ. Данные интернет-ресурсы имеют общий доступ, все материалы регулярно обновляются и дополняются.

Относительно отчетности по движению табачных изделий законодательством пока не предусмотрено четких указаний.

Фиксировать какие-либо изменения в системе мониторинга необходимо в 2 случаях:

  • при выводе табака из оборота после 01 июля 2019 г. посредством сканирования КИЗ на кассах торговых точек;
  • при отправке и получении продукции после 01.07.2020 г. для закрепления актуальных сведений о смене собственника папирос и сигарет.

Многие программные продукты, используемые торговыми точками для реализации товаров, впоследствии будут доработаны в соответствии с новыми правилами маркировки табака. Автоматизированная обработка информации и отправка ее в Личный кабинет ГИС ускорит процедуры обязательного учета.

Продавцов интересует, как при продаже блоков можно будет понять, какие коды стояли на пачках. Система мониторинга разрабатывается таким образом, чтобы через API можно будет сформировать соответствующий запрос и получить корректный ответ от базы данных. Кроме того, при продаже сигарет блоками информация о КИЗ отдельных пачек не потребуется, учет будет вестись в обобщенных единицах.

Торговые точки, испытывающие проблемы с энергоснабжением, столкнуться с необходимостью остановки продаж при отключении света. Дело в том, что каждая покупка должна завершаться выдачей покупателю чека. Отсутствие этого документального подтверждения сделки является серьезным нарушением правил торговли независимо от того, маркированный товар реализуется или нет.

Обратите внимание на кассу Эвотор 7.3. — универсальное решение для среднего бизнеса. Касса имеет встроенный аккумулятор, что позволяет ей работать до 14 часов без подзарядки, что особо актуально для небольших павильонов и ларьков, имеющих перебои с подачей электричества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *