Реорганизация МУП в МБУ

О реорганизации муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Север» в форме преобразования его в муниципальное бюджетное учреждение города Хабаровска «Север» (с изменениями на 9 октября 2019 года)

О реорганизации муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Север» в форме преобразования его в муниципальное бюджетное учреждение города Хабаровска «Север»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2019 года N 1313

О реорганизации муниципального унитарного предприятия города Хабаровска
«Север» в форме преобразования его в муниципальное бюджетное
учреждение города Хабаровска «Север»

(с изменениями на 9 октября 2019 года)

________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Администрации города Хабаровска от 9 октября 2019 года N 3343

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Уставом городского округа «Город Хабаровск», решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2010 N 306 «Об утверждении Положения «О порядке принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий города Хабаровска», положением «Об управлении муниципальными унитарными предприятиями г. Хабаровска», утвержденным постановлением мэра города от 27.06.2003 N 832, постановлением администрации города от 23.11.2010 N 3785 «Об утверждении положения о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, проведения реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений», на основании служебной записки управления дорог и внешнего благоустройства от 05.04.2019 N 10.3-23/1750 и в целях организации содержания автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства, санитарного содержания и благоустройства территории города администрация города
постановляет:

1. Реорганизовать муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Север» в форме преобразования его в муниципальное бюджетное учреждение города Хабаровска «Север».

2. Основной целью деятельности муниципального бюджетного учреждения города Хабаровска «Север» является содержание автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства, санитарное содержание и благоустройство территории города.

3. Утвердить состав комиссии по проведению реорганизационных мероприятий муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Север» в форме преобразования в муниципальное бюджетное учреждение города Хабаровска «Север» согласно приложению к настоящему постановлению.

4. Управлению кадров и муниципальной службы администрации города Хабаровска (Абольянина О.В.) в срок до 15.08.2019 предупредить под роспись директора муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Север» о реорганизации предприятия.

5. Директору МУП г. Хабаровска «Север» Гордеевой Ирине Кузьминичне:

5.1. В срок до 15.08.2019 осуществить следующие мероприятия:

5.1.1. Предупредить под роспись работников МУП г. Хабаровска «Север» о проведении реорганизации данного предприятия.

5.1.2. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.

5.2. Сообщить в Межрайонную ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю о начале процедуры реорганизации муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Север» в форме преобразования в муниципальное бюджетное учреждение города Хабаровска «Север» и представить настоящее постановление.

5.3. Дважды, с периодичностью один раз в месяц, поместить в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о реорганизации МУП г. Хабаровска «Север» в форме преобразования в муниципальное бюджетное учреждение города Хабаровска «Север».

5.4. Письменно уведомить кредиторов МУП г. Хабаровска «Север» о проведении реорганизации данного предприятия.

5.5. В срок до 01.03.2020 представить в управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска передаточный акт на утверждение. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Хабаровска от 9 октября 2019 года N 3343.

5.6. В срок до 12.03.2020 представить в Межрайонную ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю документы для государственной регистрации муниципального бюджетного учреждения города Хабаровска «Север». (Пункт изменен Постановлением Администрации города Хабаровска от 9 октября 2019 года N 3343.

5.7. В срок до 20.03.2020 представить в департамент муниципальной собственности, финансовый департамент лист записи ЕГРЮЛ в отношении МБУ города Хабаровска «Север». (Пункт изменен Постановлением Администрации города Хабаровска от 9 октября 2019 года N 3343.

6. Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска (Гроо О.Я.):

6.1. Выступить учредителем муниципального бюджетного учреждения города Хабаровска «Север» от имени городского округа «Город Хабаровск».

6.2. В срок до 01.09.2019:

6.2.1. Разработать и представить на утверждение мэру города предел штатной численности МБУ города Хабаровска «Север».

6.2.2. Разработать проект плана финансово-хозяйственной деятельности МБУ города Хабаровска «Север».

6.2.3. Произвести расчет субсидии на финансовое обеспечение муниципального бюджетного учреждения города Хабаровска «Север» с учетом расходов на выполнение муниципального задания, расходов на оплату налога на имущество по объекту «Транспортная развязка в 2 уровнях Тихоокеанская — Трехгорная», выполнение мероприятий по транспортной безопасности, затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения, а также уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

6.2.4. Обеспечить формирование муниципального задания для муниципального бюджетного учреждения города Хабаровска «Север» на 2020 год.

6.2.5. Пункт утратил силу — Постановление Администрации города Хабаровска от 9 октября 2019 года N 3343.

6.3. В срок до 01.04.2020 открыть лицевой счет МБУ города Хабаровска «Север» в Управлении Федерального казначейства по Хабаровскому краю. (Пункт дополнительно включен Постановлением Администрации города Хабаровска от 9 октября 2019 года N 3343).

7. Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (Ганичев Д.С.) после предоставления листа записи ЕГРЮЛ в отношении МБУ города Хабаровска «Север» включить в реестр муниципального имущества муниципальное бюджетное учреждение «Север», исключить МУП г. Хабаровска «Север».

8. Финансовому департаменту администрации города Хабаровска (Черная С.М.) учесть расходы на содержание муниципального бюджетного учреждения города Хабаровска «Север» при формировании бюджета города на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов на основании произведенных расчетов в соответствии с п. 6.2.3 настоящего постановления.

9. Пресс-службе администрации города (Соколов Р.Н.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести».

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя мэра города по городскому хозяйству Чернышова С.А.

И.о. мэра города
И.А. Шапиро

Приложение. СОСТАВ комиссии по проведению реорганизационных мероприятий муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Север» в форме преобразования его в муниципальное бюджетное учреждение города Хабаровска «Север»

Приложение

УТВЕРЖДЕН
постановлением
администрации города Хабаровска
от 25 апреля 2019 года N 1313

Колтанюк Виталий Владимирович

председатель комиссии, заместитель начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска

Члены комиссии:

Бурцева Наталья Николаевна

заместитель начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска

Иванова Алена Владимировна

начальник планово-экономического отдела управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска

Сомова Елена Викторовна

заведующий сектором бухгалтерского учета и отчетности управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска

Камловская Евгения Александровна

заведующий сектором по правовой работе управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска

Лобурь Дмитрий Александрович

главный специалист отдела имущества муниципальных предприятий и учреждений департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска

Гордеева Ирина Кузьминична

директор МУП «Север»

Статья 30. Слияние унитарных предприятий

Комментируемая статья основана на положениях ст. 57-59 ГК РФ. Под слиянием признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних. Цель слияния унитарных предприятий — повышение эффективности их деятельности. Предприятия, участвовавшие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц. В результате слияния возникает новое унитарное предприятие, подлежащее государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такого предприятия влечет возникновение нового унитарного предприятия в качестве юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех предприятий, участвовавших в слиянии.

Путем слияния происходит создание более крупного юридического лица в результате объединения имущества, капиталов, прав и обязанностей первоначальных юридических лиц. Как указывалось в п. 3 ст. 29 комментируемого Закона, реорганизуемые предприятия должны принадлежать одному собственнику. Слияние унитарных предприятий (как и любая другая форма реорганизации) происходит по инициативе собственника, волю которого формируют и изъявляют соответствующие государственные либо муниципальные органы.

Собственник имущества унитарного предприятия назначает руководителя вновь создаваемого унитарного предприятия на основе проведения конкурса на замещение указанной должности. После этого с победителем конкурса заключается трудовой договор.

Для реализации инициативы собственника по слиянию унитарных предприятий в определенных законом случаях требуется согласие уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ). Так, например, согласно подп. «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, за исключением предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации или Управления делами Президента Российской Федерации, в форме слияния и присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (в настоящее время Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О защите конкуренции»*(114) государственный контроль за слиянием и присоединением коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, ведет антимонопольный орган.

При слиянии унитарных предприятий соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления, принимающий решение о слиянии, представляет в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представляются:

документы, определяющие предмет и содержание сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю;

сведения о видах деятельности, которые осуществлялись заявителем в течение двух лет, предшествующих дню представления ходатайства или уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются специальные разрешения;

сведения о наименованиях видов продукции, об объеме продукции, произведенной и реализованной заявителем в течение двух лет, предшествующих дню представления ходатайства или уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов номенклатуры продукции;

бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства или уведомления;

Согласно ст. 33 вышеуказанного Федерального закона в ответ на ходатайство о согласии на слияние антимонопольный орган в течение 30 дней должен сообщить о принятом решении. При этом антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, а равно если удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.

По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган должен сообщить о принятом решении в течение 30 дней. При этом антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, а равно если удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.

Если слияние или присоединение унитарных предприятий проведено в нарушение порядка, предусмотренного положениями Федерального закона «О защите конкуренции», и может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно в неисполнение предписания антимонопольного органа, то это является основанием для их ликвидации либо реорганизации в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Кроме того, сделки, осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Исходя из смысла положения указанной статьи недопустимо слияние предприятий разного уровня собственности, например, государственное унитарное предприятие Российской Федерации с муниципальным унитарным предприятием и предприятием субъекта Федерации. Также недопустимо слияние между собой предприятий разных субъектов Федерации или разных муниципальных образований. Соответственно федеральное государственное унитарное предприятие не может реорганизоваться путем слияния с государственным унитарным предприятием субъекта РФ либо с муниципальным предприятием.

В отличие от других коммерческих организаций, где слияние происходит на основании договора, заключаемого сливающимися организациями (см., например, ст. 52 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, ст. 16 Закона об акционерных обществах), слияние унитарных предприятий происходит на основании акта уполномоченного органа, в котором содержится решение собственника. Представляется, что решения, указанные в п. 2 комментируемой статьи, должны быть приняты одновременно.

В указанном акте о слиянии предприятий должны содержаться решения: об утверждении передаточного акта, устава вновь возникшего предприятия, а также о назначении директора.

Поскольку при слиянии возникает новый субъект гражданского оборота, в данном случае также применима норма п. 5 ст. 8 комментируемого Закона, в соответствии с которой решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

В связи с возникновением нового хозяйствующего субъекта с формирующейся на основе сливающихся унитарных предприятий имущественной базой и универсальным правопреемством полагаем, что решение о слиянии унитарных предприятий должно определять также цели и предмет деятельности возникающего в результате слияния унитарного предприятия (по аналогии с п. 5 ст. 8 комментируемого Закона).

При слиянии предприятий составляется передаточный акт. Согласно п. 2 комментируемой статьи составление этого акта является прерогативой собственника. Передаточный акт — это документ, определяющий правопреемника реорганизуемого предприятия, а также права и обязанности, входящие в передаваемое предприятие как в единый имущественный комплекс. В передаточные акты необходимо включать весь комплекс обязательств реорганизуемых юридических лиц, в том числе те, по которым не наступил срок исполнения, а также обязательства, которые реорганизуемые предприятия оспаривают. Передаточные акты приобретают силу с момента регистрации вновь созданного унитарного предприятия. После утверждения передаточного акта, учредительных документов и назначения руководителя предприятия новое юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации. Согласно ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы юридических лиц, созданных путем реорганизации, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»*(115) и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»*(116).

Реорганизация унитарного предприятия

Понятие унитарного предприятия раскрывается в §4 гл.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.ст.113 — 115). Основным документом, регулирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ).

Итак, унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия.

Государственное унитарное предприятие (ГУП) создается по решению уполномоченного государственного органа и его имущество находится в государственной собственности. Муниципальное унитарное предприятие (МУП) создается по решению уполномоченного органа местного самоуправления и его имущество находится в муниципальной собственности. Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это имущество является неделимым и не может быть распределено, в том числе между работниками предприятия. Собственник — власть: федеральная или городская. Собственник назначает руководителя, который ему полностью подотчетен. Поскольку МУПы и ГУПы являются коммерческими организациями, основная их цель — извлечение прибыли (ст.50 ГК РФ).

Итак, унитарное предприятие может быть основано как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления (казенное предприятие). И в том, и в другом случае учредительным документом является устав организации, и в том, и в другом случае главная цель — приносить собственнику прибыль. Различие между этими двумя вариантами — в степени свободы, которую может себе позволить такое предприятие.

Если имущество находится в хозяйственном ведении, то ограничения налагаются только на права предприятия в отношении недвижимого имущества: предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог принадлежащее ему недвижимое имущество, вносить в качестве вклада в уставный капитал или иным способом распоряжаться им без согласия собственника. Но остальным имуществом предприятие распоряжается самостоятельно. Эти положения содержатся в ст.295 ГК РФ. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия (ст.114 ГК РФ), ведь он не вмешивается в текущую деятельность, предоставив организации самой разбираться и с дебиторами, и с кредиторами. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной ст.12 Закона N 161-ФЗ, а это 5000 МРОТ (500 000 руб.).

Если имущество закреплено на праве оперативного управления, то власть собственника гораздо шире. Предприятие пользуется и распоряжается имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Причем собственник имеет право изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество. Эти положения содержатся в ст.296 ГК РФ. Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника имущества (ст.297 ГК РФ), хотя производимую им продукцию реализует самостоятельно. Собственник казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарное предприятие независимо от того, какой из двух вариантов имеет место, отвечает по своим обязательствам, но не отвечает по обязательствам собственника имущества.

Надо сказать, что и в первом, и во втором случае унитарные предприятия — довольно зависимые создания, причем это относится как к ГУПам, так и к МУПам. Директор, назначенный высокопоставленным чиновником (человеком далеко не всегда способным к бизнесу) и зависящий от него, практически никогда не чувствует себя свободным в своих действиях. Не всегда чувствует себя свободным и тот чиновник, который командует директором. В уставе унитарных предприятий часто записано, что организация в течение такого-то периода времени обязана перечислить на счет собственника такую-то часть прибыли, и при этом зачастую не принимается во внимание текущая экономическая ситуация. Требования собственника предоставить ему такую-то информацию (причем всегда срочно), принять на баланс такое-то имущество, снять с баланса такое-то имущество тоже не всегда поддаются внятному экономическому обоснованию и объяснению. Но такова доля унитарных предприятий: собственник есть собственник, как ему нужно, так он и сделает.

Варианты реорганизации

Унитарные предприятия могут быть преобразованы (реорганизованы). Преобразуются они, понятно, не по своей воле, и опять-таки их преобразование не всегда является следствием конкретной экономической ситуации. Приказ, указ, постановление — и коммерческая организация безмолвно подчиняется.

Реорганизация унитарного предприятия производится по решению собственников и может осуществляться в следующих формах:

  • слияние двух или нескольких унитарных предприятий;
  • присоединение к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
  • разделение унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
  • выделение из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
  • преобразование унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

При любом из этих вариантов унитарное предприятие не позднее 30 дней с даты принятия решения обязано уведомить в письменной форме всех известных ему кредиторов и поместить в органах печати сообщение о таком решении. Приказом МНС России от 29.09.2004 N САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» для этих целей учрежден журнал «Вестник государственной регистрации».

Кредиторы в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

В первых четырех случаях преобразование не затрагивает организационно-правовой формы предприятий. Как до преобразования предприятия были унитарными, так они и остались унитарными после преобразования.

Слияние

В случае слияния унитарных предприятий создается новое унитарное предприятие с переходом к нему прав и обязанностей сливаемых унитарных предприятий, которые как самостоятельные юридические лица прекращают свое существование. Имущество сливаемых предприятий должно принадлежать одному и тому же собственнику. Собственник утверждает передаточный акт, который и является основанием для перехода прав и обязанностей к новому предприятию. Передаточный акт передается в налоговые органы. При слиянии все права и обязанности переходят к новому предприятию. Если при слиянии стоимость активов нового предприятия будет превышать 200 тыс. МРОТ, требуется согласие антимонопольного органа (ст.17 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Любые изменения могут быть отражены в учете только после регистрации нового юридического лица. Порядок регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации, приведен в ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Подается заявление (форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению»), учредительные документы нового юридического лица, передаточный акт.

Поскольку перед нами новое юридическое лицо, соответственно необходимо издать приказ об утверждении учетной политики нового предприятия. Согласно п.10 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н) вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Эта новая учетная политика не обязательно должна совпадать с учетной политикой прежних, уже ликвидированных предприятий. Например, одно из них могло утвердить метод начисления НДС «по оплате», другое — «по отгрузке», а третье вообще воспользовалось правом на освобождение от НДС. Новое предприятие вольно избрать любой способ, но оно должно исполнить обязанности всех присоединенных лиц. В учете этой фирмы такая задолженность будет числиться как переданная при реорганизации.

Возникает новая организация, все имущество которой описано в передаточном акте. Акт должен содержать сведения обо всех передаваемых объектах (с приложением соответствующей документации), прочих активах. Необходимо перерегистрировать нематериальные активы, транспортные средства, ценные бумаги на нового владельца.

Присоединение

При присоединении происходит прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.

Как и в случае слияния, все «действующие лица» должны принадлежать одному собственнику, который и принимает решение о присоединении. Передача имущества присоединяемых предприятий отражается передаточным актом, присоединяемые лица прекращают свое существование в качестве самостоятельных юридических лиц, а их права и обязанности переходят к тому предприятию, к которому осуществляется присоединение. В учете предприятия, к которому осуществляется присоединение, записи о присоединении делаются только тогда, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении существования присоединенного предприятия. Новый устав не утверждается, ведь та организация, к которой произошло присоединение, как работала, так и работает, но, разумеется, в устав могут быть внесены изменения. За этим следует следить, так как изменения могут повлечь за собой изменения в учете. Например, после реорганизации изменится процент отчислений в резервный фонд (капитал). Нет необходимости и утверждать новую учетную политику, но есть уважительная причина сменить существующую учетную политику. В соответствии с п.16 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н) изменение учетной политики организации может производиться в случае «существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.». Согласно п.18 этого же ПБУ 1/98 «изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом».

Разделение

Разделение унитарного предприятия является процедурой, обратной слиянию. Предприятие прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным предприятиям (обычно принадлежащим тому же собственнику). Основанием для оприходования имущества в этих предприятиях является разделительный баланс. Предприятие считается реорганизованным с того момента, когда новые предприятия зарегистрированы в ЕГРЮЛ. Разделенное предприятие ликвидировано, появившиеся вновь созданы и их имущество — это то, что написано в разделительном балансе. Права и обязанности разделенного предприятия переходят к вновь созданным. Какая часть прав и обязанностей перейдет к какому предприятию, решает тот, кто принимал решение о разделении. Если из разделительного баланса неясно, кто является правопреемником, то новые предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного предприятия. Критерием, по которому определяется доля ответственности, будет доля переданного имущества.

Выделение

В случае выделения унитарного предприятия создается одно или несколько унитарных предприятий. К ним частично переходят права и обязанности реорганизованного унитарного предприятия, которое при этом не ликвидируется, а продолжает работать.

Для вновь созданных предприятий жизнь только начинается, и они ведут себя так же, как и любая фирма, только что получившая имущество. У них свой устав, учетная политика и вновь назначенные руководители. Имущество переходит к этим предприятиям в соответствии с разделительным балансом, к выделяемому юридическому лицу переходит часть прав и обязанностей реорганизованного предприятия. Опять-таки, выделившееся предприятие не обязано следовать «традициям» того юридического лица, от которого оно «откололось»: определяется самостоятельная учетная политика, самостоятельная политика оценки активов. Но ту часть обязательств юридического лица, которые переданы по разделительному балансу, правопреемник обязан выполнить, тем более что новые предприятия обычно принадлежат тому же собственнику.

Преобразование

В случае преобразования, в отличие от предыдущих случаев, имеет место изменение организационно-правовой формы предприятия. Решение, естественно, принимает собственник, но его будущие права зависят теперь от того, какую организационно-правовую форму примет реорганизуемое общество. Для унитарных предприятий смена организационно-правовой формы — это смена собственника, и на горизонте сразу возникает термин «приватизация». Именно для этих организаций действует Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Кто платит налоги

Согласно Налоговому кодексу налоги платит правопреемник. Статья 50 НК РФ гласит, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемниками, причем независимо от того, знали они о неисполнении их предшественником обязанностей по уплате налога или нет. Пени тоже платит правопреемник. Он же платит и штрафы, но только если они наложены на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Не случайно в ст.87 НК РФ содержится положение, согласно которому разрешается проведение повторных налоговых проверок в случае реорганизации и ликвидации предприятия. То есть к моменту завершения реорганизации правопреемник должен знать, что он правопреемник в части уплаты штрафов. Ведь штрафы наложены на провинившегося, а правопреемник только исполняет обязанность по их уплате. После завершения реорганизации санкциям подвергнуть правопреемника нельзя, потому что санкции налагаются на виновника, а вина не при реорганизации не передается.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица, так что платить налог правопреемникам придется в те же сроки, в какие его бы заплатило то лицо, которое подвергнуто реорганизации. При слиянии правопреемником является возникшее в результате слияния юридическое лицо. При присоединении правопреемником присоединенного юридического лица признается присоединившее его юридическое лицо. При разделении все возникшие в результате разделения юридические лица признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица. А вот при выделении преемственности по уплате налогов не возникает: налоги платит то лицо, от которого «отпочковались» другие предприятия. Но если оно не сможет этого сделать, тогда суд может принудить заплатить налоги и те предприятия, которые выделились. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником является вновь возникшее юридическое лицо.

Поскольку правопреемники «унаследовали» не только обязанности, но и права, они имеют право на зачет излишне уплаченной суммы налога. Считается, что зачет должен производиться в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации. Можно попробовать и вернуть сумму налога: рекомендуется для любителей фантастики и экстремальных видов спорта.

Преобразование унитарного предприятия

В отличие от других видов реорганизации преобразование особенно тщательно регулируется законодательными актами. Кроме уже упомянутого Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имеется ряд постановлений и распоряжений. Так, существует Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2005 г. (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 26.08.2004 N 1124-р). С момента преобразования унитарное предприятие прекращает свое существование.

Программа приватизации предполагает, что будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, и перечень таких организаций приводится в этом же документе. Исключение составляют стратегические акционерные предприятия, и этот Перечень утвержден Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

Информация о продаже должна быть опубликована не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи имущества.

Согласно ст.13 Закона N 178-ФЗ используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. преобразование в открытое акционерное общество;
  2. продажа на аукционе;
  3. продажа акций ОАО на специализированном аукционе;
  4. продажа на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО;
  6. продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Вообще, чаще всего идет речь о преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество. Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента внесения записи о новом предприятии в ЕГРЮЛ. При приватизации составляется передаточный акт, в котором фиксируется текущее состояние активов и обязательств. В нем содержится расчет балансовой стоимости активов, а при создании ОАО приводится информация о количестве и номинальной стоимости акций. Балансовая стоимость передаваемых активов — это вовсе не стоимость по балансу преобразуемого унитарного предприятия. Она определяется как стоимость чистых активов по данным последнего баланса.

Может показаться, что для бухгалтера новое предприятие — это почти что старое, но только с другим названием. Это не так. Имущество приходуется в новом балансе на основании передаточного акта. Поэтому основанием для отражения в учете является не предыдущий баланс, а передаточный акт. В нем перечисляются:

  • объекты недвижимости;
  • прочие основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • денежные средства;
  • материалы;
  • товары;
  • кредиторы;
  • обязательства;
  • прочее.

Основанием для передаточного акта являются результаты инвентаризации предприятия. Порядок проведения инвентаризации регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, причем в акты инвентаризации включается и имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки. На него составляются отдельные описи. Хотя это имущество и не является собственностью предприятия, но у предприятия сохраняются обязательства перед лицами, передавшими это имущество.

По-прежнему действует правило, согласно которому, если суммарная стоимость активов превышает 200 тыс. МРОТ, преобразование осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

Оплата производится единовременно. Приобретение в рассрочку (на срок не более года) допускается только в случае продажи без объявления цены.

Существует понятие «золотая акция». Это не акция, это право государства влиять на деятельность предприятия. Это не имеет отношения к количеству акций и не отражается в учете ни на счете 75, ни на счете 80. «Золотая акция» означает, что государство имеет право на участие в управлении открытым акционерным обществом независимо от того, является оно стратегическим или нет.

О.А.Букина

К. э. н.,

аудитор «Аудит-Стандарт»,

преподаватель Московской Школы Экономики

Вопрос-ответ: Переход организации из муниципальной в автономную

ВОПРОС:

Какой пакет документов необходимо подготовить в процессе перехода из муниципальной организации в автономную?

ОТВЕТ:

При реорганизации в форме преобразования в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «е», «ж», «з», «и» пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Передаточный акт при этом в регистрирующий орган не представляется.

При подготовке документов для преобразования унитарного предприятия можно по аналогии воспользоваться также следующим материалом, в котором подробно описывается процедура преобразования организации.

Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме преобразования {КонсультантПлюс}

Обратите также внимание, что по вопросу преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение существует 2 позиции, обусловленные противоречиями действующего законодательства.

Федеральные закон № 161-ФЗ прямо указывает на возможность преобразования унитарного предприятия в любой тип учреждения.
ст. 34, Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» {КонсультантПлюс}

  1. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию.ст. 9.1, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» {КонсультантПлюс}
  2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.Федеральный закон № 174-ФЗ допускает создание автономных учреждений только путем учреждения или изменения типа другого учреждения. Создание его путем преобразования унитарного предприятия не допускается.ст. 5, Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об автономных учреждениях» {КонсультантПлюс}

1. Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (см. также п. 2 Подборки).

Обращаем Ваше внимание, что указанные федеральные законы имеют одинаковую юридическую силу, поэтому установить приоритетность действия норм того или иного закона не представляется возможным.

Основные документы, которые составляются при реорганизации унитарного предприятия – это решение собственника и передаточный акт.

В случаях, установленных законами, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 59 ГК РФ).

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Особое внимание при реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования следует уделять передаточному акту, ведь в случае неправильного его составления новому юридическому лицу могут быть нанесены существенные убытки. Исходя из анализа требований законодательства, а также из экономического содержания хозяйственной операции, в этот документ целесообразно включить, например, следующее:

  • сведения об имуществе и обо всех обязательствах в отношении каждого должника и кредитора, в том числе использование прибыли;
  • бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату (дату реорганизации);
  • исчерпывающий перечень прав и обязанностей: указываются не только те права, которые могут быть реализованы, но и те, срок по которым еще не наступил;
  • обязательства, которые оспариваются третьими лицами;
  • налоговые расчеты отчетного периода;
  • результаты инвентаризации и др.

В соответствии со ст. 34 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2009 по делу N А56-3872/2008).

2. Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение, решением о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия. Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия.

ФНС также разъяснила, какие документы представляются для регистрации реорганизации в форме преобразования.

при реорганизации в форме преобразования в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «е», «ж», «з», «и» пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Передаточный акт при этом в регистрирующий орган не представляется.

2. По вопросу преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение Минэкономразвития разъясняет следующее.

{Вопрос: Возможно ли преобразование государственного унитарного предприятия в автономное учреждение? (Консультация эксперта, Минэкономразвития РФ, 2009) {КонсультантПлюс}}

Согласно ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

С учетом ст. 120 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей, что к государственным учреждениям относятся бюджетные и автономные учреждения, а также принимая во внимание определение автономного учреждения согласно ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», можно сделать вывод о возможности преобразования государственного унитарного предприятия в автономное учреждение.

В 2011 году Минэкономразвития дало прямо противоположное разъяснение о том, что преобразовать унитарное предприятие в автономное учреждение нельзя.{Вопрос: Об отсутствии оснований для преобразования муниципального унитарного предприятия в автономное учреждение. (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.05.2011 N Д08-1847) {КонсультантПлюс}}

Законом об автономных учреждениях установлено, что автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (ст. 5) в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ст. 2).

Таким образом, муниципальное унитарное предприятие не может быть преобразовано в автономное учреждение.

Для преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение эксперты рекомендуют придерживаться следующего алгоритма.

{Вопрос: Возможна ли реорганизация муниципального автономного учреждения в муниципальное унитарное предприятие? Какие нормативные акты необходимо иметь для такой реорганизации? Кроме того, у нас как учредителя возникает вопрос об обратной реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное автономное учреждение — в каких случаях имеет смысл так поступить? («Руководитель автономного учреждения», 2013, N 1) {КонсультантПлюс}}

Что касается реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное АУ, согласно федеральному законодательству о государственных и муниципальных унитарных предприятиях такое предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение <2>. Однако в федеральном законодательстве об автономных учреждениях создание такого АУ предусматривается только путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (ч. 1 ст. 5 Закона N 174-ФЗ). Таким образом, напрямую преобразовать унитарное предприятие в автономное учреждение нельзя.———————————

<2> Пункт 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Однако можно сначала преобразовать его в бюджетное или казенное учреждение, а затем уже изменить тип учреждения с бюджетного или казенного на автономный. Другой вариант — ликвидировать муниципальное унитарное предприятие и на базе его имущества создать (учредить) муниципальное автономное учреждение. При этом необходимо учитывать, что ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ позволяет создавать АУ только для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных определенными федеральными законами <3> (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). То есть сфера деятельности автономных учреждений ограниченна. Кроме того, в отличие от унитарного предприятия АУ обязательно должно оказывать (выполнять) государственные или муниципальные услуги (работы).———————————

<3> Лесной кодекс, ГрК РФ, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, Федеральные законы от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *