Реторсия в международном

Процессуальная реторсия в России – понятие и перспективы

Профессор В. А. Василенко относит к санкциям все виды правомерного принуждения, осуществляемого как государствами, так и международными организациями: репрессалии; самооборону; коллективные невооруженные и вооруженные принудительные меры, осуществляемые международными организациями; в том числе и реторсии.

По моему мнению, реторсии не следует относить к санкциям. Реторсии следует относить скорее к виду контрмер.

Смысловые различия

• Санкции – коллективные принудительные меры экономического, политического, дипломатического характера, применяемые с использованием институционального механизма международных организаций к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению своих международных обязательств.

• Контрмеры – это меры невоенного характера, совершаемые одним государством в ответ на действия другого государства, которые осуществляющее контрмеры государство считает неправомерными.

В международно-правовой доктрине санкции нередко отождествляют с формами ответственности. В наиболее развернутом виде такая позиция нашла отражение в исследованиях В. И. Менжинского, Г. И. Тункина, Ю. М. Колосова.

В последнее время в научной среде на первый план выходит теория о самостоятельности института санкций. Как отмечает профессор И. И. Лукашук, «принуждение, будь то контрмеры или санкции, является самостоятельным институтом, который связан с ответственностью, но ему присущи другие характеристики».

Реторсии – ответное ограничение, устанавливаемое государственным органом исполнительной власти в отношении процессуальных, имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения процессуальных, имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Суть реторсии

Цель реторсии – не наказать иностранных лиц конкретного государства, а побудить соответствующее иностранное государство отменить дискриминационные положения в отношении российских лиц.

Признаки реторсии: 1) антидискриминационный характер – реторсия может быть применена в отношении конкретных государств, где установлены специальные ограничения прав только российских граждан, а не всех иностранцев (т. е. носящие дискриминационный характер); 2) адекватность – соразмерность ограничениям, введенным иностранным государством; 3) срочность – акт о реторсии принимается на определенный срок; 4) введение и отмена реторсии является компетенцией Правительства РФ; 5) безопасность для «третьих лиц».

Среди общепризнанных принципов, на которых в том числе основана реторсная практика, можно назвать следующие:

– принцип суверенного равенства государств (п. 1 ст. 2 Устава ООН);

– принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого (п. 7 ст. 2 Устава ООН);

– принцип взаимности (закрепляется в двусторонних договорах и регулируется международными обычаями);

– принцип недискриминации;

– принцип гарантии и необходимости защиты прав граждан и др.

Одним из основных требований, предъявляемых в современном международном праве к реторсиям, является их безопасность для «третьих лиц». Речь идет о недопущении негативных последствий для мирного населения иностранного государства, в отношении которого используется реторсное право.

На иностранных лиц нельзя возлагать обязанности доказывания отсутствия в их странах какой-либо судебной дискриминации российских тяжущихся.

Законодательное закрепление процессуальной реторсии

• ГК РФ ст. 1194. Реторсии: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц».

• п. 4 ст. 254 АПК РФ: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан».

• п.4 ст. 398 ГПК РФ: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций».

• п. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

• п. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Вопрос к аудитории о возможном противоречии Конституции положений ГПК и АПК

Ст. 1102 ГК Республики Беларусь: допускает установление реторсий Правительством Республики Беларусь только как ответные меры в отношении прав граждан и организаций тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан и организаций Республики Беларусь.

• В Законе Украины о международном частном праве, Законе Грузии о международном частном праве, Кодексе Бельгии о международном частном праве, Законе Венесуэлы о международном частном праве, законе Италии «Реформа итальянской системы международного частного права», Законе Южной Кореи о коллизиях законов, Федеральном кодексе Швейцарии о международном частном праве положения о реторсиях отсутствуют.

• Ст. 187 ГПК КНР: «…если суды иностранного государства налагают ограничения на процессуальные права граждан, предприятий и юридических лиц Китайской Народной Республики, народные суды будут соблюдать принцип взаимности в отношении ограничения прав граждан, предприятий и организаций такой страны». Стоит обратить внимание на разницу в процессуальном законодательстве разных государств относительно понимания процессуальной реторсии.

На практике реторсии применяются очень редко. (Современная практика применения реторсии отсутствует.) В отечественной литературе в качестве примера ссылались на постановление СНК СССР от 26.11.1937 г. «Об имуществе иностранцев, не проживающих на территории Союза ССР», принятое в ответ на действия ряда государств, дискриминировавшие советских граждан в праве на недвижимое имущество, находящееся на территории этих государств.

Приводились примеры из прошлого (Декрет 1873 г. о конфискации во Франции имущества испанских подданных в ответ на аналогичную меру испанской стороны, русско-германская «таможенная война» 1887–1894 годов) и более близкого времени (современные «винные», «текстильные» и тому подобные «войны»). Можно сослаться и на постановление Правительства РФ от 14.07.2001 г. № 532 «О введении специальных пошлин на отдельные товары, происходящие из Венгерской Республики». Впоследствии, с прекращением Венгерской Республикой мер, нарушающих интересы российских предприятий, указанное постановление было признано утратившим силу, как и Декрет 1873 года о конфискации во Франции имущества испанских подданных в ответ на аналогичную меру испанской стороны.

В связи с принятием федерального закона от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» вопрос о международном усыновлении нуждается в дополнительном рассмотрении. Закон от 28.12.2012 г., как следует из его названия и содержания, по сути носит характер ответных мер. Применительно к международному усыновлению запрет на усыновление распространяется только на граждан США. Норма ст. 4 названного закона рассматривается как ответ на отдельные нарушения в США прав усыновленных российских детей, в частности на дело, связанное с гибелью усыновленного мальчика из России Димы Яковлева.

Как видно, положение ст. 4 закона от 28.12.2012 г., вводящее запрет на усыновление российских детей гражданами США, хотя и носит по существу характер ответных мер, не может считаться принятым в рамках реторсий, предусмотренных ст. 1194 ГК РФ, прежде всего потому, что упомянутый акт принят не Правительством РФ. Норма закона от 28.12.2012 г. о запрете усыновления тоже могла бы быть оценена как одно из допускаемых Конституцией изъятий из принципа национального режима, предоставляемого в России иностранцам, если бы эта норма относилась к гражданам любого иностранного государства.

Понятие и предмет регулирования международного права

Понятие и предмет регулирования международного права

Вопросы:

1. Понятие и черты современного международного права.

2. Предмет регулирования международного права.

3. Международное право как особая правовая система (особый правовой комплекс)

4. Система международного права.

Международное право –сложный комплекс юридических норм, создаваемых совместно государствами и другими общепризнанными субъектами международного права путем заключения международных соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему с целью регулирования отношений между субъектами международного права в различных сферах и областях, а также в сфере их взаимоотношений.

Черты современного международного права:

1) Универсальность – государство вправе заключать любые соглашения в любых сферах

2) Сложная нормативная структура – состоит из множества универсальных и локальных норм

3) Содержит материальные и процессуальные нормы

4) Является общим для всех государств, в том смысле, что общепризнанные нормы и принципы международного права характеризуют его социальную, общечеловеческую ценность, но в то же время оно имеет привязку к каждому конкретному государству.

5) Утверждение и сохранение социального прогресса и принципов социальной справедливости

6) Поддержание международного мира и безопасности

7) Декларация запрета агрессивных, захватнических войн и любых насильственных способов разрешения международных споров

8) Имеется действенный механизм разрешения международных споров

Предмет регулирования международного права

3 группы отношений:

1) Отношения межгосударственного характера (межгосударственные отношения) (сюда входят отношения между любыми субъектами международного права, например, между Россией и НАТО, Россией и ЕС)

2) Отношения смешанного характера (отношения государственно-негосударственного характера) – возникают между общепризнанными субъектами международного права и необщепризнанными (например, дела в ЕСПЧ: Иванов против России)

3) Отношения немежгосударственного хакактера – отношения между физическими и юридическими лицами различных государств (регулируется в основном МЧП, но и публичное право тоже), например конвенции о правовой помощи по гражданским и семейным делам (неточное название).

В некоторых случаях международное право может регулировать и отдельные внутригосударственные отношения.

Международное право как особая правовая система


О соотношении международного и национального права – концепции:

1. Монистическая теория соотношения. Международное и национальное право являются единой правовой системой.

2. Дуалистическая теория соотношения. Международное и национальное право – самостоятельные правовые системы, не пересекающиеся между собой, не взаимодействующие.

3. Диалектический (реалистический) дуализм – международное и национальное право – самостоятельные правовые системы, взаимодействующие между собой. Эта концепция нашла отражение в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ

Международная правовая система отличается от национальной правовой системы по следующим критериям:

Международное право Национальное право
Предмет регулирования Международные отношения (в основном) Внутригосударственные отношения
Метод регулирования Преобладает диспозитивный метод, опосредованный суверенитетом государств Преобладает императивный способ, опосредованный опять же суверенитетом государств
По субъектному составу Государства и международные организации Физические и юридические лица
По порядку нормообразования Отсутствует специальный нормотворческий орган (творчеством занимаются субъекты) Есть специальные нормотворческие органы
Реализация норм Нет специальных нормореализующих, нормообеспечивающих органов (реализацию обеспечивают сами субъекты) Есть такие органы, в первую очередь Прокуратура РФ.
Основные – международные договоры и обычаи Законы и подзаконные акты

Источники

1. Международные источники:

1) Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.Регулирует отношения по поводу договоров только между государствами.

2) Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями –о договорах между государствами и межправительственными организациями, а также между межправительственными организациями


2. Национальные источники:

1) Конституция РФ

2) ФЗ «О международных договорах РФ» 1995 г.

Структура договора

1. Наименование договора – обозначает объект договора (как правило).

2. Преамбула – указывается цель договора, а также может использоваться для толкования договора.

3. Основная часть – состоит из разделов, глав, параграфов, статей и пр.

4. Заключительная часть – указывается порядок вступления договора в силу, условия прекращения договора, язык составления. Двусторонние договоры, как правило, составляются на языках обеих сторон. Для многосторонних договор используются официальные языки международных организаций, например ООН: русский, английский, французский, испанский, китайский, арабский.

5. Подписи сторон.

6. Приложения – протоколы, карты, схемы и пр.

7. Оговорки к договорам. Оговорка – одностороннее заявление, сделанное государством (или международной организацией или иным традиционным субъектом международного права) в любой формулировке и под любым наименованием, посредством которого оно намерено исключить или изменить отдельные положения договора.

Оговорки могут впоследствии сниматься государствами.

Оговорку можно заявить только при подписании, ратификации или присоединении к договору. Оговорка всегда делается в письменном виде.

Возражение и согласие с оговорками также делаются в письменном виде и доводятся до сведения других участников.

Оговорка имеет различное юридическое значение для различных участников договора – тех, кто согласен, и тех, кто не согласен:

1) Согласные, и кто сделал оговорки – для них действует положение с учетом оговорки

2) Несогласные – для них не действует ни оговорка, ни статья, к которой сделана оговорка

Оговорка запрещена:

А) если противоречит цели или объекту договора

Б) если запрещена договором

В) если не входит в число тех оговорок, которые разрешены договором

Следует отличать оговорку от заявления – это позиция, высказываемая государством. Она не имеет юридического значения.

Заключение международных договоров

Основные стадии заключения договора (по смыслу Конвенции 1969 г.):

1. Подготовка текста договора.

2. Принятие текста договора.

3. Выражение согласия на юридическую обязательность текста договора.

Подготовка текста

Ей занимаются уполномоченные представители государств – у них должны быть полномочия – специальные документы, выдаваемые на одну или на несколько стадий. Однако, Венская конвенция 1969 г. перечисляет тех должностных лиц, которые вправе готовить текст договора и совершать иные действия без специальных полномочий. Данное правомочие называется эксофицио. Им обладают:

1) Главы государств

2) Главы правительств

3) Министры иностранных дел

4) Главы дипломатических представительств

5) Представители государств на международных конференциях и в рамках международных организаций.

По российскому законодательству данный список расширяется – таким правом обладают руководители ФОИВ – в пределах своей компетенции.

Формы подготовки:

1. Переговоры (для двусторонних договоров)

2. Международные конференции (для многосторонних договоров) (например, Римская конференция 1998 г. – подготовлен статус Международного уголовного суда)

3. В рамках международных организаций (Конвенции ООН)

Стадия завершается проект текста договора.

Принятие текста договора

Условно делится на 2 подстадии:

1) Предварительное принятие – осуществляется путем голосования в различных формах: единогласно (в т.ч. консенсуально – молчаливое голосование без возражений: «Кто против?»), абсолютным большинством голосов (договоры в рамках международных организаций), квалифицированным большинством голосов (2/3, в рамках международных конференций)

Данное голосование подлежит оформлению должным образом – производится установление аутентичности – действительности, подлинности текста договора. После чего текст договора менять нельзя.

Установление аутентичности производится уполномоченными следующими образами:

· Предварительное подписание – ад референдум

· Подписание

· Парафирование текста договора – проставление уполномоченными своих инициалов на каждой странице текста договора, либо первую и последнюю страницу договора.

· Включение текста договора в резолюцию международной организации (для многосторонних договор, с большим числом участников)

· Включение договора в итоговый документ конференции (разрабатывался на конференции)

2) Окончательное принятие – после вышеуказанных действий договор подписывается лицами, указанными в договоре

Выражение согласия на юридическую обязательность текста договора

Государство подтверждает данный текст договора и обязуется его добросовестно выполнять.

Формы выражения согласия на юридическую обязательность(Конвенция 1969 г.):

1) Подписание (таким образом, выражение согласия на юр. обязательность происходит одновременно с подписанием самого договора)

2) Обмен документами, образующими текст договора, или нотами (письмами)

3) Утверждение текста договора (например, Президентом или Правительством)

4) Присоединение к договору – если сторона не участвовала в разработке текста договора (например, ФЗ «О присоединении РФ к Конвенции 2012 г. о чем-то там)

5) Ратификация (в РФ ратификацию осуществляет Федеральное собрание в соответствии с ФЗ 1995 «О международных договорах»

Условно ратификация имеет 2 стороны:

· Внутренняя ратификация – оформляется ФЗ о ратификации и предназначена для физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государства

· Внешняя ратификация – осуществляется через принятие ратификационной грамоты (она также принимается ГД и подписывается Президентом). В двусторонних договорах происходит обмен такими грамотами. В многосторонних договорах осуществляется депонирование грамот – сдача на хранение депозитарию (хранителю). Роль депозитария может осуществляться государствами, международными организациями, должностными лицами (например, Генсеком ООН)

Система ООН

Состоит из структуры ООН и специализированных учреждений ООН (17 шт.) (ВОЗ, МАГАТЕ, ЮНЕСКО и пр.)

В структуре ООН выделяем следующие главные органы:

1. Генеральная ассамблея ООН – высший представительный орган.

2. Совет Безопасности ООН

3. Международный Суд ООН.

4. Экономический и социальный совет (ЭКОСОС)

5. Секретариат.

6. Совет по опеке (фактически не работает)

Цели ООН:

1. Поддержание международного мира и безопасности.

2. Развитие дружеских отношений между нациями.

3. Осуществление международного сотрудничества.

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении вышеуказанных целей.

Принципы ООН(стали общепризнанными принципами международного права):

Членом ООНможет быть любое миролюбивое государство, которое принимает на себя содержащиеся в Уставе обязательства, и которое, по мнению ООН, желает их выполнять.

Прием государства в ООН проходит в несколько этапов:

1. Подача заявления на имя Генсека.

2. Заявление рассматривается в Комитете по приему новых членов.

3. Представление совета безопасности.

4. Решение совета безопасности.

5. Совет безопасности представляет данный вопрос на решение Генассамблеи ООН.

6. Принятие решения Генассамблеей. — 9

Понятие и источники МГП

Термин «МГП» долгое время использовался для норм, регламентирующих защиту прав человека в военное время.

В настоящее время термин рассматривается более широко.

Нормы, включаемые в МГП

МГП в настоящее время как отрасль права при комплексном толковании включает в себя следующие виды норм:

1. действующие в период мирного времени (некоторые ученые считают, что это право прав человека)

2. действующие в условиях вооружённых конфликтов

3. применяющиеся в любое время (например, право на свободу мысли, совести, религии; запрет пыток)

Понятие

МГП – совокупность юр. норм, определяющие единые для международного сообщества стандарты прав и свобод человека, устанавливающих обязательство государств по закреплению этих прав и свобод, их охране и предоставлению юр. возможности реализации этих прав и свобод.

Основу этой отрасли составляет принцип уважения прав и основных свобод человека (один из 10 основных принципов)

В науке международного права сформировались различные точки зрения по поводу содержания этой отрасли права:

одни учёные понимают под МГП право прав человека;

другие понимают под МГП нормы, регулирующие защиту прав человека и в мирное, и военное время (точка зрения учебника);

а третьи понимают под МГП нормы, регулирующие защиту прав человека только в военное время.

Специфика отрасли:

участниками отношений здесь наравне с государствами выступают индивиды. Правда, объём правосубъектности их различен.

Источники МГП

I. Международные источники:

Основа МГП:

1) Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (первый комплексный международный документ в области прав человека, в котором фиксировались все основные права и свободы)

2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г.

(именно в этих пактах, особенно в первом, закреплены универсальные стандарты прав человека)

Группы международных актов:

1. Конвенции по защите прав женщин и детей

2. Конвенции, принятые в рамках МОТ

3. Различные локальные конвенции

и другие группы

II. Внутригосударственные источники:

1. Конституция РФ (глава II)

2. ФЗ (О гражданстве, О беженцах, О статусе иностранных граждан и т.д.)

Понятие

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ — международно-правовые обязательства государств, закреплённые прежде всего в двух пактах 1966 года, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав и основных свобод человека

Виды стандартов

I. Универсальные — признаны во всём мире

II. Региональные — могут быть более широкими, конкретными, вытекающими из традиций и уровня развития какой-либо группы государств

Универсальные стандарты

Закрепляются в конституциях государств в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме превышения или конкретизации.

В пакте о гражданских и полит правах допускается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты ограничениям при соблюдении двух условий:

1. ограничения закреплены законодательно

2. ограничения могут быть введены в целях:

1) охраны гос. безопасности

2) охраны общественного порядка

3) охраны здоровья

4) охраны нравственности

Не подлежат ограничению вообще (минимальный стандарт прав человека):

1) право на жизнь

2) право на правосубъектность (возникает с момента рождения)

3) право на свободу мысли, совести, религии

4) запрет пыток

5) запрет рабства, работорговли

6) запрет лишать человека свобода лишь на том основании, что он не выполняет свои договорные обязательства

7) запрет придавать уголовному закону обратную силу

«Работал в ОБХСС своё время, заканчивал наш факультет Юстиции»

Функции стандартов:

1. определение перечня прав и свобод

2. формулирование главных черт, содержания каждого из этих прав

3. установление обязательств государств по признанию и обеспечению этих прав

4. фиксирование условий пользования этими правами и свободами

Понятие и предмет регулирования международного права

Вопросы:

1. Понятие и черты современного международного права.

2. Предмет регулирования международного права.

3. Международное право как особая правовая система (особый правовой комплекс)

4. Система международного права.

Международное право –сложный комплекс юридических норм, создаваемых совместно государствами и другими общепризнанными субъектами международного права путем заключения международных соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему с целью регулирования отношений между субъектами международного права в различных сферах и областях, а также в сфере их взаимоотношений.

Черты современного международного права:

1) Универсальность – государство вправе заключать любые соглашения в любых сферах

2) Сложная нормативная структура – состоит из множества универсальных и локальных норм

3) Содержит материальные и процессуальные нормы

4) Является общим для всех государств, в том смысле, что общепризнанные нормы и принципы международного права характеризуют его социальную, общечеловеческую ценность, но в то же время оно имеет привязку к каждому конкретному государству.

5) Утверждение и сохранение социального прогресса и принципов социальной справедливости

6) Поддержание международного мира и безопасности

7) Декларация запрета агрессивных, захватнических войн и любых насильственных способов разрешения международных споров

8) Имеется действенный механизм разрешения международных споров

Реторсии и репрессалии в международном праве

Реторсии и репрессалии относятся к политической ответственности государств за деликты и международные преступления.

Реторсии и репрессалии относятся к категории индивидуальных материальных мер международно-правового принуждения. ГА ООН в резолюции 56/83 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению подготовленный Комиссией МП проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния и включила его в приложение к данной резолюции. В нем говорится о контрмерах, которые потерпевшее государство может принимать против государства, ответственного за международное правонарушение, с целью побудить его выполнить свои обязательства. В статьях специально не выделены реторсии и репрессалии. Они охватываются понятием контрмер. Однако и в доктрине, и в практике между ними продолжает проводиться различие. В ст.50 приложения к резолюции 58/83 репрессалии упомянуты. В ней предусматривается, что контрмеры не могут затрагивать обязательства воздерживаться от угрозы силой или ее применения; обязательств по защите основных прав человека; обязательств гуманитарного характера, запрещающих репрессалии; иных обязательств, вытекающих из императивных норм МП.

Реторсии (лат. Retorsio-обратное действие) – ответные ограничительные меры; правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, не составляющий международного правонарушения. Реторсия — инструмент реализации, применения на практике принципа взаимности в двусторонних международных отношениях. Это встречная ограничительная или иная мера пострадавшей стороны, принимаемая по отношению к причинителю вреда в ответ на деликт или недружественный акт, не являющийся деликтом. Примером реторсии в ответ на недружелюбный акт может служить отзыв посла в ответ на недружественное заявление официального лица страны, принимающей посольство, в адрес страны, которую представляет посол. Нарушение государством дипломатических иммунитетов в сфере двусторонних дипломатических отношений составляет деликт. Ответное нарушение таких иммунитетов (реторсия), если оно является соразмерным, представляет собой правомерное действие, эффективный способ прекращения деликта, форму и одновременно средство реализации международной ответственности за вред, возникший из деликта. Серьезное нарушение соразмерности при применении реторсии не является реторсией, такое нарушение может составлять самостоятельный деликт. Целью применения реторсии является восстановление принципа взаимности в отношениях соответствующих государств. Поэтому меры, используемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаться с момента восстановления прежнего положения.

В соответствии с нормами МП применение реторсии в отношении определенного иностранного государства не может рассматриваться как нарушение принципа не дискриминации.

Репрессалии — индивидуальные правомерные принудительные меры, принимаемые в двусторонних отношениях одним государством в ответ на серьезные деликты и международные преступления, совершенные другим государством. Принудительный характер репрессалий означает использование в отношении деликвента мер, в обычных условиях противоправное, однако, в случаях, когда эти меры ответный и соразмерный характер — правомерное.

Условием правомерности применения репрессалий является то, что они имеют своей исключительной целью побудить государство-деликвент к прекращению деликта, предоставлению удовлетворения за вред или ущерб или иному удовлетворительному разрешению ситуации. С репрессалиями связано множество злоупотреблений, главным образом, в тех случаях, когда они применялись в качестве повода для достижения собственных политических целей путем противоправного применения силы под видом репрессалии.

Страны-члены НАТО использовали нарушения прав человека в Югославии в 1999 году в качестве предлога для вооруженного нападения на эту страну путем бомбардировок ее территории.

Репрессалии делятся на:

  1. мирные репрессалии, не связанные с применением вооруженной силы. Это требование потерпевшего государства об отозвании дипломатического персонала, разрыв дипломатических отношений, закрытие консульских представительств, эмбарго (запрещение ввоза в государство-деликвент или вывоза из него товаров и валюты), бойкот (прекращение пострадавшим государством торговли, а также финансовых и других связей с государством-деликвентом), морская блокада (закрытие части неприятельского берега для морских сношений), принудительное задержание государством в своих портах или водах всех видов судов или грузов государства-деликвента.
  2. военные репрессалии (связанные с применением военной силы). Применение военных репрессалий в мирное время категорически запрещено международным правом и квалифицируется как международный деликт или международное преступление. Известны только два случая правомерного применения военных репрессалий: самооборона и меры вооруженного характера, принимаемые государством в ответ на нарушения законов и обычаев войны в ходе вооруженного конфликта.

3.4. Взаимность и реторсия в международном частном праве

Сущность взаимности состоит в предоставлении юридическим и физическим лицам иностранного государства определенного количества прав или правового режима при условии, что физические и юридические лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться Аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве.

Как видно из приведенного определений, в доктрине и практике международного частного праве можно выделить два вида взаимности: материальную и формальную.

Материальная взаимность заключается в предоставлении иностранным физическим и юридическим лицам такого же набора прав, которым пользуются в, данном иностранном государстве отечественные граждане и предприятия. В качестве примера проявления такого вид взаимности можно привести, в частности, зафиксированное в некоторых международных договорах право инвестора на выплату иностранным государством компенсации в случае принудительного изъятия его капиталовложения или право иностранца на не обложение налогом его доходов от авторских прав и лицензий в государственных их возникновения.

Вместе с тем количество случаев закрепления в национальном законодательстве или в международно-правовых документах норм о материальной взаимности сравнительно невелико. Это объясняется существующими различиями в правовых системах современных государств, наличие которых исключает возможность предоставления физическими юридическим лицам одинакового набора прав в разных странах.

Поэтому сегодня гораздо более распространенной является практика закрепления в национальном законодательстве и международных договорах положений о формальной взаимности. В данном случае речь идет не об уравнении набора прав частных субъектов, а о тождественности предоставляемых им правовых режимов. Конкретный перечень правомочий иностранных физических и юридических лиц в рамках таких режимов определяется внутренним правом соответствующего государства.

В свою очередь, ч. 1 ст. 433 ныне действующего ГПК РСФСР от 11 июня 1964 г. определяет, граждане имеют право обращаться в суды РСФСР и пользуются гражданско-процессуальными правам» наравне в советскими гражданами». А ч. 2 этой же статей предоставляет аналогичные права иностранным предприятиям и организациям. В указанных случаях речь идет о предоставлении иностранным субъектам национального режима на территории другого государства в процессуальной сфере.

Еще одним проявлением формальной взаимности является практика закрепления в международных соглашениях режима наибольшего благоприятствования для частных субъектов различных государств в определенных областях международного сотрудничества. Здесь в качестве примера можно привести, в частности, положения п.2ст. III Соглашения между Правительством Канады и Правительством СССР о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 20 ноября 1980 г.: «Каждая из Договаривающихся Сторон предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов другой Договаривающейся Стороны на своей территории режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов любого третьего государства».

Характерной особенностью формальной взаимности является то, что иностранным гражданам в другом государстве предоставляются права, которым обладают отечественные граждане, в том числе и те права, которыми они не пользуются в своей стране. В то же время иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они обладают в своей стране, если предоставление таких прав не предусмотрено законодательством другого государства.

Вместе с тем в целом ряде отечественных и зарубежных нормативных правовых актов до сих пор можно встретить прямое указание на необходимость соблюдения принципа взаимности как на условие выполнения определенных обязательств.

В тех случаях, когда государство совершает действия, направленные на необоснованное дискриминационное ограничение прав и законных интересов граждан и юридических лиц другой страны, последняя может принять ответные ограничительные меры, которые в международном праве принято именовать реторсия – то есть правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физические или юридические лица первого государства.

Целью применения реторсии является восстановление принципа взаимности в отношениях соответствующих государств. Поэтому меры, используемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаться с момента восстановления прежнего положения. В соответствии с нормами международного права применение реторсии в отношении определенного иностранного государства не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации.

В законодательстве Российской Федерации возможность применения реторсии зафиксирована в ст. 1194 «Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и неимущественных прав российских граждан и юридических лиц». Подобные положения также предусмотрены ч. 3 ст. 3 Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., ч. 3 ст. 433 ГПК РСФСР1964 г., п. 3 ст. 210 АПК РФ 1995 г. и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

1. Реторсии — правомерные с точки зрения международного права принудительные действия одного государства, совершаемые в ответ на недружественное поведение другого. В области международного частного права под реторсиями понимаются правомерные принудительные действия, предпринимаемые в ответ на дискриминационные акты, специально нарушающие права и интересы граждан и организаций государства, вынужденного прибегнуть к реторсиям. Акты такого рода могут ущемлять права и интересы самого государства в случаях, когда оно выступает в качестве субъекта частноправовых отношений. Реторсиям свойственны соразмерность, адекватность ограничениям, введенным дискриминационным актом иностранного государства. Цель реторсий — понудить государство, совершившее дискриминационный акт, отказаться от него, восстановить нормальную практику международного общения.

В ст. 1194 реторсии определяются как ответные ограничения имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Близкая по содержанию (без указания на круг прав, в отношении которых могут быть установлены ответные ограничения) норма приводится в Модели ГК для стран СНГ, а также в гражданских кодексах Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана.

Из правила ст. 1194 следует, что реторсии в области гражданско-правовых отношений:

1) устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти — Правительством РФ, а не судебными или иными правоприменительными органами;

2) являются ответными действиями и, следовательно, не могут носить упреждающий, превентивный характер;

3) допускаются лишь в ответ на специальные ограничения прав российских граждан и юридических лиц, т.е. на ограничения, дискриминирующие российских субъектов права. В этом плане непредоставление в той или иной зарубежной стране национального режима иностранцам в целом не может, очевидно, рассматриваться как основание для реторсий;

4) применяются в сфере, связанной с защитой имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

В соответствии с конституционной нормой (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ) Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц отнесена к основным задачам и функциям посольства Российской Федерации (п. 6 Положения о Посольстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497) и консульского учреждения Российской Федерации (п. 8 Положения о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330).

2. Институт реторсий, выраженный в правилах, более или менее отличающихся от правила ст. 1194, давно известен отечественному законодательству, включая гражданское процессуальное и некоторые другие его отрасли (области). Так, ОГЗ 1991 г. (ст. 162) разрешали Правительству СССР устанавливать ответные ограничения правоспособности граждан и юридических лиц тех государств, в которых имелись специальные ограничения правоспособности «советских граждан и юридических лиц». В отношении прав и свобод граждан правило о реторсиях наиболее широко было сформулировано в Законе СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР», признанном не действующим на территории Российской Федерации в связи со вступлением в силу Закона о правовом положении иностранных граждан. Тема реторсий в ее процессуальном аспекте нашла отражение в ГПК и АПК. Статья 398 (ч. 4) ГПК разрешает Правительству РФ устанавливать ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций. Согласно ч. 4 ст. 254 АПК, посвященной, как следует из ее заголовка, процессуальным правам и обязанностям иностранных лиц, Правительство РФ может устанавливать реторсии в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения прав российских организаций и граждан.

Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) могут быть введены Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст. 40). Эти меры вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц. До введения ответных мер Правительство РФ может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.

Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» установлено, что несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников.

+Читать далее…

В отечественной литературе в качестве примера нечастого обращения к реторсиям упоминалось Постановление СНК СССР от 26 ноября 1937 г. «Об имуществе иностранцев, не проживающих на территории Союза ССР», принятое в ответ на действия ряда государств, дискриминировавшие советских граждан в праве на недвижимое имущество, находившееся на территории этих государств. Приводились примеры, относящиеся как к давнему прошлому (Декрет 1873 г. о конфискации во Франции имущества испанских подданных в ответ на аналогичную меру испанской стороны, Закон США 1887 г. о рыбной ловле, последовавший за действиями канадских властей, русско-германская «таможенная война» 1887 — 1894 гг.), так и к современным «винным», «текстильным» и иным подобным «войнам». В этой связи должно быть упомянуто Постановление Правительства РФ от 14 июля 2001 г. N 532 «О введении специальных пошлин на отдельные товары, происходящие из Венгерской Республики». Это Постановление было принято в связи с введением Венгерской Республикой мер, нарушающих экономические интересы России и российских предприятий, невыполнением Венгрией принятых по международным договорам обязательств, а также в соответствии со ст. 34 ранее действовавшего Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В последующем, с прекращением Венгерской Республикой действия таких мер, указанное Постановление было признано утратившим силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *