Руководящий орган общественной организации

Особенности управления в общественной организации

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Учредители и устав религиозной организации
  • Имущество религиозной организации
  • Основные положения о религиозных организациях
  • Основные положения об автономной некоммерческой организации
  • Государственное учреждение и муниципальное учреждение
  • Управление фондом
  • Изменение устава и ликвидация фонда
  • Управление автономной некоммерческой организацией
  • Частное учреждение
  • Основные положения об учреждениях
  • Основные положения о фонде
  • Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами
  • Особенности управления в товариществе собственников недвижимости
  • Имущество фонда
  • Адвокатские палаты
  • Община коренных малочисленных народов РФ
  • Казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ РФ
  • Имущество товарищества собственников недвижимости
  • Основные положения о товариществе собственников недвижимости
  • Права и обязанности члена ассоциации (союза)
  • Основные положения об ассоциации (союзе)
  • Особенности управления в ассоциации (союзе)
  • Учредители ассоциации (союза) и устав ассоциации (союза)
  • Общественные движения
  • Права и обязанности участника (члена) общественной организации
  • Основные положения об общественных организациях
  • Учредители и устав общественной организации
  • Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов
  • Основные положения о потребительском кооперативе
  • Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях
  • Прекращение членства в производственном кооперативе и переход пая
  • Особенности управления в производственном кооперативе
  • Основные положения об унитарном предприятии
  • Преобразование производственного кооператива
  • Имущество производственного кооператива
  • Создание производственного кооператива и его устав
  • Ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества
  • Уменьшение уставного капитала акционерного общества
  • Увеличение уставного капитала акционерного общества
  • Создание унитарного предприятия и его уставный фонд
  • Уставный капитал акционерного общества
  • Создание акционерного общества
  • Публичное акционерное общество
  • Основные положения об акционерном обществе
  • Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества
  • Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью
  • Реорганизация и ликвидация акционерного общества
  • Переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу
  • Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью
  • Участники общества с ограниченной ответственностью
  • Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью
  • Крестьянское (фермерское) хозяйство
  • Ведение дел полного товарищества
  • Создание общества с ограниченной ответственностью
  • Ликвидация товарищества на вере
  • Управление в товариществе на вере и ведение его дел
  • Учредительный договор товарищества на вере
  • Выход участника из полного товарищества
  • Изменение состава участников полного товарищества
  • Ответственность участников полного товарищества по его обязательствам
  • Корпоративные и унитарные юридические лица
  • Права и обязанности вкладчика товарищества на вере
  • Основные положения о товариществе на вере
  • Ликвидация полного товарищества
  • Распределение прибыли и убытков полного товарищества
  • Управление в полном товариществе
  • Управление в корпорации
  • Обращение взыскания на долю участника в складочном капитале полного товарищества
  • Последствия выбытия участника из полного товарищества
  • Обязанности участника полного товарищества
  • Дочернее хозяйственное общество
  • Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах
  • Права и обязанности участников корпорации
  • Передача доли участника в складочном капитале полного товарищества
  • Учредительный договор полного товарищества
  • Органы юридического лица
  • Корпоративный договор
  • Права и обязанности участника хозяйственного товарищества и общества
  • Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах
  • Порядок ликвидации юридического лица
  • Публичные и непубличные общества
  • Вклады в имущество хозяйственного товарищества или общества, основные положения об уставном капитале хозяйственного общества
  • Учредительные документы юридических лиц
  • Государственная регистрация юридических лиц
  • Решение об учреждении юридического лица
  • Коммерческие и некоммерческие организации
  • Основные положения о полном товариществе
  • Преобразование хозяйственных товариществ и обществ
  • Несостоятельность (банкротство) юридического лица
  • Ликвидация юридического лица
  • Реорганизация юридического лица
  • Признание реорганизации корпорации несостоявшейся
  • Правопреемство при реорганизации юридических лиц
  • Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица
  • Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица
  • Ответственность юридических лиц
  • Представительства и филиалы юридического лица
  • Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
  • Аффилированность
  • Правоспособность юридического лица
  • Органы управления юридических лиц в качестве субъекта ответственности
  • Понятие юридического лица
  • Передаточный акт
  • Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых общественными объединениями в документах, представляемых для государственной регистрации

Среди наиболее распространенных нарушений, допускаемых общественными объединениями в документах, представляемых для государственной регистрации, можно выделить следующие:

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует.

В ряде случаев, уставами общественных организаций предусмотрен выход из состава членов организации только после принятия соответствующего решения на заседании ее руководящего органа, что противоречит требованиям пункта 2 статьи 123.6 ГК РФ.

2. Согласно пункту 4 статьи 65.3 ГК РФ в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления, контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации.

В нарушение вышеуказанной нормы закона единоличный исполнительный орган корпорации (общественной организации, общественного движения) нередко наделяется ее уставом руководящими полномочиями в отношении коллегиального постоянно действующего руководящего органа.

3. В нарушение пункта 1 статьи 54 ГК РФ, статьи 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон № 82-ФЗ) в наименовании общественных объединений не указывается характер их деятельности.

4. Зачастую в уставах общественных объединений не указывается предмет их деятельности, что противоречит положениям пункта 4 статьи 52 ГК РФ.

5. Согласно пункту 2 статьи 123.5 ГК РФ устав общественной организации должен содержать, помимо иных сведений, сведения о порядке принятия решений ее органами.

Вместе с тем, уставы ряда общественных организаций вышеуказанных сведений не содержат. Например, в уставах не указывается порядок принятия решений контрольно-ревизионными органами как самой общественной организации, так и ее отделений.

6. В нарушение пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), которыми образование органов общественной организации отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления, уставы некоторых общественных организаций (общественных движений) предусматривают возможность введения в состав постоянно действующего руководящего органа нового члена взамен выбывшего по решению самого постоянно действующего руководящего органа.

7. В нарушение статьи 15 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон № 329-ФЗ) уставы общественных организаций, являющихся общероссийскими спортивными федерациями, не содержат положений о мерах по осуществлению специальной подготовки контролеров-распорядителей; о порядке утверждения критериев отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды, формируемой общероссийской спортивной федерацией; о порядке утверждения периодичности проведения общероссийской спортивной федерацией официальных спортивных мероприятий; о порядке уплаты вступительных и членских взносов.

8. Уставы физкультурно-спортивных организаций, не имеющих государственной аккредитации по соответствующему виду спорта, содержат положения, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Закона № 329-ФЗ только для общероссийских спортивных федераций.

9. Согласно пункту 5 статьи 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица должны быть указаны, в том числе, сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица.

В нарушение пункта 3 статьи 50.1 ГК РФ в протоколах о создании общественных объединений, уставами которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, часто отсутствуют сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества.

10. В ряде случаев, коды основного и дополнительных видов экономической деятельности, заявляемые общественным объединением для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, не соответствуют его целям и видам деятельности, предусмотренным уставом, что противоречит положениям статьи 24 Закона № 7-ФЗ.

11. На заседаниях высшего органа управления общественной организации присутствуют лица, действующие на основании доверенности, выданной членом общественной организации, что противоречит положениям пункта 3 статьи 123.6 ГК РФ, согласно которому осуществление прав члена общественной организации не может быть передано другому лицу.

12. При оформлении протоколов собраний общественными объединениями допускаются следующие нарушения статьи 181.2 ГК РФ:

не избираются рабочие органы для осуществления подсчета голосов;

не содержатся сведения о лицах, присутствующих на собрании.

Отчет ревизионной комиссии

Статус ревизионной комиссии

Ревизионная комиссия является органом внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации.

Обязательность ее наличия установлена законодательно только для отдельных форм некоммерческих организаций (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Законодательные документы, определяющие обязательное наличие ревизионной комиссии для некоммерческих организаций определенных организационно-правовых форм и видов

п/п

Организационно-правовая форма и вид некоммерческой организации

Законодательство

Общественное объединение

ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ

Политическая партия как одна из форм общественного объединения

ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ

Негосударственные пенсионные фонды

ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от
7 мая 1998 г. № 75-ФЗ

Потребительское общество (ревизионная комиссия)

ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)» от 19 июня 1992 г. № 3085-1
(в ред. федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ, от 28.04.2000 № 54-ФЗ)

Союз потребительских обществ (контрольно-ревизионное управление)

ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)» от 19 июня 1992 г. № 3085-1
(в ред. федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ, от 28.04.2000 № 54-ФЗ)

Товарищество собственников жилья

Приказ Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 3 августа 1998 г. № 35 «Об утверждении примерного устава товарищества собственников жилья»

Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческие объединения

ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.11.2000 № 137-ФЗ)

Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов

ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ

Благотворительные организации

ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ

Некоммерческие организации других организационно-правовых форм и видов могут создавать ревизионные комиссии по желанию при наличии записи об этом в их уставах.

Решение о создании ревизионной комиссии принимается высшим органом управления некоммерческой организации.

Поскольку ревизионная комиссия – это внутренний контрольный орган, то конкретный состав ее членов устанавливается их избранием.

В уставе должно быть оговорено, что в состав ревизионной комиссии может быть избран любой член данной некоммерческой организации.

Ревизионная комиссия избирает из своего состава открытым голосованием председателя ревизионной комиссии и заместителя председателя ревизионной комиссии.

Положение о ревизионной комиссии

Деятельность ревизионной комиссии может регулироваться положением о ревизионной комиссии. Оно определяет порядок проведения заседаний ревизионной комиссии, принятия решений, оформления документов. Члены ревизионной комиссии обязаны действовать в интересах некоммерческой организации разумно и добросовестно.

В положении о ревизионной комиссии может быть указано, что председатель совета, его члены, члены ревизионной комиссии несут имущественную ответственность перед некоммерческой организацией за убытки, причиненные некоммерческой организации их действиями (бездействием). Освобождаются от ответственности члены ревизионной комиссии, голосовавшие против решения, повлекшего за собой причинение некоммерческой организации убытков, или не принимавшие участия в голосовании.

Задачи проверки финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации ревизионной комиссией

Задачи проверки финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации ревизионной комиссией определяются законодательством и уставом организации.

Примерный перечень задач ревизионных комиссий.

1. Ревизионная комиссия некоммерческой организации контролирует соблюдение ее устава, ее хозяйственную, финансовую деятельность, а также деятельность созданных ею структурных подразделений, представительств и филиалов.

2. Проводит полную или частичную плановую ревизию финансовой деятельности некоммерческой организации и ее подразделений. Ревизия должна проводиться ежегодно. Кроме того, она может производиться по инициативе членов ревизионной комиссии, по решению высшего руководящего органа некоммерческой организации либо по требованию установленной уставом части членов некоммерческой организации.

Например, согласно Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в задачи ревизионной комиссии входит осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности такого объединения не реже, чем один раз в год, а также по инициативе членов ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) либо по требованию одной пятой общего числа членов такого объединения или одной трети общего числа членов его правления.

3. Проверяет выполнение решений руководящих органов некоммерческой организации.

4. Проверяет законность гражданско-правовых сделок, совершенных органами управления некоммерческой организации.

5. Проверяет соблюдение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность некоммерческой организации.

6. Проверяет состояние имущества некоммерческой организации.

Информационное обеспечение работы ревизионной комиссии

Основной информационной базой проверки являются данные уставных документов, протоколы с решениями высшего органа управления некоммерческой организации и другие административные документы, бюджеты (сметы доходов и расходов) и отчеты об исполнении бюджетов и смет, договоры и соглашения, бухгалтерская (финансовая) отчетность, учетные регистры, первичные бухгалтерские документы.

Члены ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц некоммерческой организации предоставления другой необходимой информации, документов или личных объяснений.

Последовательность выполнения ревизионной комиссией своих обязанностей

Работа ревизионной комиссии включает в себя два основных блока:

— формирование заключения по бюджету (смете), годовому отчету и размерам обязательных взносов и платежей;

— проверка соблюдения некоммерческой организацией финансового законодательства.

Формирование заключения по бюджету (смете), годовому отчету и размерам обязательных взносов и платежей

Ревизионная комиссия проводит аналитическую работу на основе изучения бюджетов (смет) и отчетов об их исполнении.

Согласно статье 29 пункту 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны составлять сметы или финансовый план, которые утверждаются высшим органом управления некоммерческой организации. Смета (финансовый план) – это перечень планируемых поступлений и расходов материальных и денежных средств некоммерческой организации. Аналогичную роль выполняет бюджет некоммерческой организации. Термин «бюджет» обычно применяется в крупных некоммерческих организациях, имеющих разветвленную структуру и ведущих деятельность по целому ряду программ. Смета (бюджет) отражает состав и величину финансовых ресурсов, которые предполагается привлечь для деятельности некоммерческой организации, и направления их расходования.

Особую роль играет смета доходов и расходов (бюджет) в организациях, управляемых коллегиально, например, в общественных организациях. В период между общими собраниями членов общественной организации функции руководства текущей деятельностью выполняет отдельный исполнительный орган (коллегиальный или единоличный).

После утверждения сметы высшим органом управления ее исполнение закрепляется за центрами ответственности – отдельными подразделениями, участками, отделами, должностными лицами, занятыми выполнением определенных программ, проектов. Поэтому анализ сметы и отчета о ее выполнении дает ревизионной комиссии материал не только для заключения о достаточности финансирования и правомерности тех или иных расходов, но и для оценки работы центров ответственности.

Анализ подразделяется на горизонтальный и вертикальный.

При горизонтальном анализе производится сопоставление плановых и фактических данных с целью определить, по каким позициям и в какой мере имеет место отклонение от сметы.

Горизонтальный анализ может быть выполнен на основе построения таблицы 3.2.

Таблица 3.2

Отклонение фактических доходов и расходов некоммерческой организации от данных сметы, тыс. руб.

Статьи доходов и расходов

По плану
на год

Фактически
за год

Отклонение от плана

экономия

перерасход

в %

Доходы:

Вступительные и членские взносы членов

Целевые поступления на выполнение программы «х»

Целевые поступления на выполнение программы «у»

Прочие доходы от уставной непредпринимательской деятельности

Доходы от предпринимательской деятельности

Прочие доходы

Итого доходов:

Расходы:

Заработная плата

Начисление ЕСН

Хозяйственные и командировочные расходы

Расходы на проведение общего собрания (конференции)

Расходы по программе «х»

Расходы по программе «у»

Итого расходов:

Для вертикального анализа необходимо привлечение данных за ряд лет.

Ниже даны формы построения аналитических таблиц для вертикального анализа (табл. 3.3 и 3.4).

По результатам горизонтального и вертикального анализов, а также путем привлечения дополнительных документов формируется заключение о выполнении бюджета (сметы) и о тех тенденциях, которые имеются в области финансирования деятельности некоммерческой организации и в области расходования средств.

Таблица 3.3

Изменение структуры доходов некоммерческой организации

Статьи доходов

За отчетный год

За предыдущий год

Изменение структуры доходов, тыс. руб.

в тыс. руб.

в %

к итогу

в тыс. руб.

в %

к итогу

Вступительные и членские взносы членов

Целевые поступления на выполнение программы «х»

Целевые поступления на выполнение программы «у»

Доходы от уставной непредпринимательской деятельности

Доходы от предпринимательской деятельности

Прочие доходы

Итого доходов:

Таблица 3.4

Изменение структуры расходов некоммерческой организации

Статьи расходов

За отчетный год

За предыдущий год

Изменение структуры доходов, тыс. руб.

в тыс. руб.

в %

к итогу

в тыс. руб.

в %

к итогу

Заработная плата

Начисление ЕСН

Хозяйственные и командировочные расходы

Расходы на проведение общего собрания (конференции)

Расходы по программе «х»

Расходы по программе «у»

Итого расходов:

Проверка соблюдения некоммерческой организацией финансового законодательства

Проверка соблюдения некоммерческой организацией финансового законодательства начинается с ревизии денежных средств и расчетов.

Ревизия кассы проводится при участии кассира.

До пересчета кассовой наличности члены ревизионной комиссии должны потребовать, чтобы кассир в их присутствии составил отчет об уже проведенных операциях с начала дня до прихода представителей ревизионной комиссии с указанием незакрытых ведомостей. В конце отчета кассир делает запись, что «все приходные и расходные документы включены в отчет и к моменту ревизии неоприходованных и не списанных в расход денег не имеется». В бухгалтерии определяются остатки денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности на момент ревизии, и эти данные отражаются на счетах синтетического и аналитического учета. (Аналитический учет ведется по денежным документам и бланкам строгой отчетности.)

После этого членами ревизионной комиссии производятся пересчет и проверка указанного имущества. При подсчете наличных денег никакие расписки и недооформленные документы в расчет не принимаются. Наличные деньги подсчитываются полистно по купюрам. Подсчитывается итоговая сумма, и из нее вычитается сумма по незакрытым ведомостям (на заработную плату, на материальную помощь и т.д.).

Закончив пересчет наличных денег, члены ревизионной комиссии проверяют наличие в кассе денежных документов и бланков строгой отчетности. После этого фактические остатки сверяются с данными бухгалтерского учета.

При обнаружении недостачи или излишка у кассира следует немедленно взять письменное объяснение этому.

Ревизионная комиссия проверяет достоверность объяснений и выносит предложение о необходимости списания суммы недостачи за счет кассира как материально ответственного лица либо об оприходовании суммы излишка.

Далее ревизионная комиссия проверяет, соблюдаются ли условия, обеспечивающие сохранность денежных средств в кассе.

Эта ревизия кассы считается внезапной, и ее результаты оформляются промежуточным актом.

После этого ревизионная комиссия проверяет соблюдение правил документального оформления операций по кассе, соблюдение лимита остатков наличных денег в кассе и лимита расчетов между юридическими лицами, полноту и своевременность отражения в учете сдачи наличных в банк и получение их из банка, правильность расчетов с подотчетными лицами и списание затрат за счет бюджетных средств, соблюдение порядка ведения кассовой книги, соблюдение сроков проведения инвентаризации кассы.

После проведения ревизии кассы ревизионная комиссия проверяет правомерность поступления и расходования средств. Для этого используются данные первичных документов и учетных регистров.

Формулировки в приходных кассовых ордерах, по которым поступили наличные деньги в кассу, и формулировки в платежных поручениях по поступившим на расчетный счет денежным средствам должны быть такими, которые позволят идентифицировать средства как целевые поступления или пожертвования, не подлежащие обложению налогом на прибыль.

Информация в первичных документах должна быть юридически обоснована. Это означает, что средства должны поступать на те цели, которые соответствуют учредительным документам некоммерческой организации, и в необходимых случаях отношения между жертвователем и некоммерческой организацией должны быть оформлены договорами (если пожертвование превышает пятикратный минимальный размер оплаты труда).

Если пожертвование получено анонимно, то об этом должна быть сделана соответствующая запись в платежных документах. В этом случае пожертвование, превышающее пятикратный минимальный размер оплаты труда, будет считаться дарением и облагаться налогом на дарение.

Если пожертвование поступает через «ящик для пожертвований», то юридическая доказательность целевого поступления средств подтверждается уставными документами, надписью на ящике для пожертвований, формулировкой в приходном кассовом ордере и актом вскрытия ящика для пожертвований.

Например, пожертвование поступает через ящик для пожертвований, установленный в церкви православного прихода, с указанием «на ремонт храма».

Это соответствует Уставу Русской Православной Церкви и гражданскому уставу прихода как некоммерческой организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. В приходном кассовом ордере, который заполняется после вскрытия ящика, также должно быть указано, что эти средства поступают на ремонт храма, а также должна быть сделана ссылка на номер акта вскрытия ящика для пожертвований.

При проверке расходования средств ревизионная комиссия должна обращать внимание на то, чтобы расходы могли быть однозначно отнесены к отдельным выполняемым программам и мероприятиям, чтобы они были оформлены качественными первичными документами.

Административно-управленческие расходы не могут относиться на счета затрат по предпринимательской деятельности.

Если организация является благотворительной, то размер средств, направляемых на оплату труда административно-управленческого персонала, не должен превышать 20% средств, расходуемых благотворительной организацией за финансовый год.

Порядок представления отчета ревизионной комиссии

Ревизионная комиссия должна:

— представлять высшему руководящему органу некоммерческой организации заключение по бюджету (смете), годовому отчету и размерам обязательных взносов и платежей;

— отчитываться перед высшим руководящим органом некоммерческой организации о результатах ревизии с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений.

Законодательством по отдельным организационно-правовым формам и видам некоммерческих организаций порядок представления отчетности ревизионными комиссиями прописан более подробно.

Например, ревизионная комиссия потребительского общества контролирует соблюдение устава потребительского общества, его хозяйственную, финансовую деятельность, а также деятельность созданных потребительским обществом организаций, структурных подразделений, представительств и филиалов.

Решения ревизионной комиссии потребительского общества рассматриваются и исполняются советом или правлением потребительского общества в течение 30 дней. В случае несогласия ревизионной комиссии потребительского общества с решением совета или правления потребительского общества либо при непринятии решения советом или правлением ревизионная комиссия потребительского общества передает свое решение на рассмотрение общего собрания потребительского общества.

Ревизионная комиссия (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязана:

— отчитываться о результатах ревизии перед общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;

— докладывать общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных) обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления таким объединением;

— осуществлять контроль за своевременным рассмотрением правлением такого объединения и председателем данного правления заявлений членов такого объединения.

По результатам ревизии при создании угрозы интересам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и его членам либо при выявлении злоупотреблений членов правления такого объединения и председателя правления ревизионная комиссия (ревизор) в пределах своих полномочий вправе созывать внеочередное общее собрание членов такого объединения.

Общественная организация без государственной регистрации

Правовой статус общественной организации

В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса РФ в Российской Федерации могут создаваться юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Одним из видов некоммерческих организаций в соответствии с Кодексом являются общественные организации.

Статьей 117 Гражданского кодекса РФ определено, что общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Таким образом, общественные организации создаются для достижения любых целей граждан, связанных с нематериальными потребностями. Такие организации могут создаваться для общения по интересам, для защиты прав отдельных категорий граждан, для выявления и защиты общих гражданских интересов и тому подобное.

Общественные организации являются некоммерческими организациями, поэтому вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Особенности правового положения общественных организаций определяются Федеральным законом Российской Федерации от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон № 82-ФЗ).

Цели общественной организации

Статьей 8 Закона № 82-ФЗ определено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Деятельность общественных организаций основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные организации свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных организаций должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

Учредители и учредительные документы общественной организации

Порядок учреждения общественной организации установлен главой 2 Закона № 82-ФЗ.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. Следовательно:

— один гражданин единолично не может учредить общественную организацию;

— юридическое лицо — коммерческая организация не может быть учредителем общественной организации.

Решения о создании общественной организации, об утверждении ее устава и о формировании руководящих и контрольно — ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия таких решений общественная организация считается созданной: она осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законодательством.

Это важно! Общественная организация приобретает права и обязанности юридического лица только с момента государственной регистрации организации.

Следовательно, общественная организация имеет право функционировать и без государственной регистрации. Однако в этом случае она не будет юридическим лицом, а следовательно, и не сможет осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Если изначально общественная организация планируется как организация, которая не ведет хозяйственную деятельность, для ее легитимной деятельности права юридического лица (то есть государственная регистрация) не обязательны.

Учредителями, членами и участниками общественных организаций могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных организаций.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных организаций по возрасту, определяются уставами самих общественных организаций.

При создании общественных организаций их учредители автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Устав общественной организации должен предусматривать:

1) название, цели общественной организации, его организационно-правовую форму («Общественная организация»);

2) структуру общественной организации, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой организация осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественной организации, права и обязанности членов организации (если организация предусматривает членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественной организации, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественной организации;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественной организации, права общественной организации и ее структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественной организации.

Принадлежность общественной организации к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в уставе.

Устав общественной организации может содержать описание фирменной символики.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественной организации, не противоречащие законам.

Официальное название общественной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и территориальную сферу деятельности.

В названии общественной организации не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих в Российской Федерации политических партий, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации.

Общественная организация имеет право использовать в своем названии личное имя гражданина. Это осуществляется только с его письменного согласия или с письменного согласия его законных представителей.

Права и обязанности общественной организации

Для осуществления уставных целей общественная организация, являющаяся юридическим лицом, имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для осуществления уставных целей общественная организация, не являющаяся юридическим лицом, имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;

выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Осуществление указанных прав общественными организациями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Общественная организация обязана:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности, а также нормы, предусмотренные уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественной организации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественной организации, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественной организацией мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественной организации в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Общественная организация также обязана информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данной организации, об изменении регистрационных сведений (наименование, место нахождения, сведения об учредителях, сведения о лице, которое может действовать от имени организации без доверенности), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Государственная регистрация общественной организации

Решение о государственной регистрации общественной организации принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных организаций осуществляется налоговыми органами (органами, которые в настоящее время уполномочены регистрировать юридические лица) на основании принимаемого федеральным органом юстиции или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации региональной или местной общественной организации принимается территориальным органом федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации. Следовательно, если в уставе общественной организации указано, что она планирует вести свою деятельность на определенной территории (например, Свердловская область), то документы для государственной регистрации необходимо подать в региональный орган юстиции.

Для государственной регистрации общественной организации в федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественной организации, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;

устав общественной организации в трех экземплярах;

выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественной организации, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

сведения об учредителях;

документ об уплате государственной пошлины;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественной организации, по которому осуществляется связь с общественной организацией;

протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений (для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений);

при использовании общественной организацией личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Изменения, вносимые в уставы общественных организаций, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных организаций, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.

Федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации общественной организации обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи об общественной организации в единый государственный реестр юридических лиц, либо отказать в государственной регистрации и выдать учредителям мотивированный отказ в письменной форме, который может быть обжалован в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации общественной организации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

В государственной регистрации общественной организации быть отказано по следующим основаниям:

если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, нормам федерального законодательства;

если представлен неполный перечень необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;

если ранее зарегистрированная общественная организация с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

если название общественной организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественной организации по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

В случае отказа в государственной регистрации общественной организации заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации общественной организации, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в суд.

Хозяйственная деятельность общественной организации

Это важно! Общественная организация, не являющаяся юридическим лицом, не вправе осуществлять хозяйственную деятельность.

Общественная организация, являющаяся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.

Имущество общественной организации может формироваться на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.

Дополнительные сведения

В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 года № 2005-1 «О государственной пошлине» (в редакции, действующей в 2003 году) за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, государственная пошлина взимается в размере 2000 рублей.

Государственная пошлина за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, уплачивается до подачи соответствующего заявления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *