Статья 28 УПК

1. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных частью первой статьи 75 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении осуществляется судом, а также следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи и право возражать против прекращения уголовного преследования.

4. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

Комментарий к Ст. 28 УПК РФ

1. Согласно части первой статьи 75 УК, к которой отсылает часть первая комментируемой статьи, смысл деятельного раскаяния заключается в том, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления.

2. Согласно части второй комментируемой статьи (в УК ей соответствует часть вторая статьи 75) уголовное преследование может быть прекращено, а от уголовной ответственности освобожден виновный: в похищении человека, если он добровольно освободил похищенного (примечание к статье 126 УК); в купле-продаже человека, добровольно освободивший потерпевшего в условиях, предусмотренных в примечании к статье 127.1 УК; в коммерческом подкупе — при условиях, предусмотренных примечанием к статье 204 УК; в терроризме и содействии террористической деятельности — при условиях, предусмотренных примечаниями соответственно к статьям 205 и 205.1 УК; в участии в незаконном вооруженном формировании — при условиях, предусмотренных примечанием к статье 208 УК; в участии в преступном сообществе — при условиях, предусмотренных примечанием к статье 210 УК РФ; в незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также изготовлении оружия — при условиях, предусмотренных в примечаниях к статьям 222 и 223 УК; в государственной измене, шпионаже, насильственном захвате или удержании власти — при условиях, предусмотренных примечанием к статье 275 УК; в организации экстремистского сообщества — при условиях, предусмотренных в примечании к статье 282.1 УК; в заведомо ложном свидетельском показании, заведомо ложном экспертном заключении и заведомо неправильном переводе — при условиях, предусмотренных примечанием к статье 307 УК; в самовольном оставлении военнослужащим своей части или места службы — при условиях, предусмотренных примечанием к статье 337 УК.

3. «Суд, а также следователь и дознаватель вправе…» (часть первая комментируемой статьи), но не обязаны во всех без исключения случаях прекратить уголовное преследование на основании этой статьи. С учетом конкретных обстоятельств дела и характеристики личности обвиняемого, несмотря на наличие всех предусмотренных комментируемой статьей формальных оснований для прекращения уголовного преследования, расследование по уголовному делу может быть закончено составлением обвинительного заключения или обвинительного акта с последующим рассмотрением в суде на общих основаниях, а ходатайство стороны защиты о прекращении уголовного преследования — отклонено с соответствующим обоснованием своего решения.

4. Усмотрев основания для прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием, суд, следователь или дознаватель, в чьем производстве находится уголовное дело, должны сообщить подозреваемому, обвиняемому о своем намерении и разъяснить сущность планируемого процессуального решения, а также право возражать против него. При наличии такого возражения уголовное преследование прекращено быть не может; производство по делу должно быть продолжено по воле подозреваемого или обвиняемого в обычном порядке вплоть до судебного разбирательства, где подсудимый получает максимально благоприятные условия защищаться от предъявленного обвинения и добиваться своей реабилитации.

5. Постановление дознавателя о прекращении уголовного преследования на основании комментируемой статьи приобретает юридическое значение лишь при наличии на этом документе отметки о согласии прокурора за его подписью, а постановление следователя — лишь при наличии такой отметки за подписью руководителя следственного органа.

6. По буквальному смыслу комментируемой статьи на ее основании может быть прекращено уголовное преследование в отношении одного обвиняемого. Вместе с тем, если в полицию с повинной явились сразу двое совершивших кражу по предварительному сговору (пункт «а» части второй статьи 158 УК РФ) и выдали похищенное в целости и сохранности, уголовное преследование обоих имеет столь же мало смысла, как если бы с повинной явился одиночка. Значит, комментируемая статья в принципе применима и к уголовным делам о групповых преступлениях.

Статья 28 УПК РФ. Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием

1. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных частью первой статьи 75 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении осуществляется судом, а также следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи и право возражать против прекращения уголовного преследования.

4. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

См. все связанные документы >>>

1. Деятельное раскаяние в обычном порядке предполагает добровольную явку лица с повинной, способствование раскрытию преступления, возмещение им причиненного ущерба или иным образом заглаживание вреда.

2. В связи с деятельным раскаянием суд, руководитель следственного органа, следователь (руководитель следственной группы) с согласия руководителя следственного органа, дознаватель (начальник подразделения дознания, руководитель группы дознавателей) с согласия прокурора могут прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, или любого неосторожного преступления.

3. Прокуроры, прежде чем дать согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным коммент. ст., а также ст. 75 УК, обязаны тщательно проверить:

— доказано ли должным образом совершение преступления данным лицом;

— имеются ли в материалах дела данные, дающие основание освободить лицо от уголовной ответственности .

См.: указание Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. N 32/15 «О порядке разрешения некоторых актуальных вопросов, возникших в связи с введением в действие УК и изменениями, внесенными в УПК РСФСР».

4. Данные рекомендации последовательно распространить и на деятельность руководителей следственных органов.

5. Прекращение уголовного дела по данному основанию возможно и при совершении преступлений, за которые предусмотрено более суровое наказание, вплоть до двадцати лет лишения свободы (к примеру, ст. 276 УК).

6. Прекращение уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 126, 205, 206, 208, 222, 223, 275, 276, 278 УК, возможно только тогда, когда в действиях лица не усматривается иного помимо данного (от уголовной ответственности за которое он освобожден) состава преступления.

7. О прекращении уголовного дела обязательно должен быть уведомлен потерпевший, а равно лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

8. Если последнее лицо возражает против прекращения уголовного дела вообще или по данному конкретному основанию, это решение принято быть не может и производство по делу продолжается в обычном порядке — при наличии к тому фактических оснований дело с обвинительным заключением направляется в суд.

9. При установлении обстоятельств, влекущих освобождение лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных примечаниями к соответствующим статьям Особенной части УК (например, к ст. ст. 291, 222 УК), дело прекращается на основании примечания к той или иной статье уголовного закона и коммент. ст.

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. «О судебном приговоре» // Там же. С. 158 — 159.

Статья 158. Окончание предварительного расследования

СТ 158 УПК РФ

1. Производство предварительного расследования оканчивается:

1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, установленном главами 29 — 31 настоящего Кодекса;

2) по остальным уголовным делам — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.

2. Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Комментарий к Статье 158 Уголовно-процессуального кодекса

1. Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

2. Комментируемая статья содержит общие положения о видах окончания предварительного расследования. Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК).

3. Предварительное расследование оканчивается: при производстве следствия — составлением обвинительного заключения (обвинительного акта — в случае производства дознания, а при производстве дознания в сокращенной форме — обвинительного постановления) при доказанности виновности лица в совершении преступления с последующим направлением уголовного дела через прокурора в суд; прекращением уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, указанным в ст. ст. 24 — 28.1 УПК РФ; вынесением постановления о направлении уголовного дела в суд для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия.

4. Порядок окончания предварительного расследования регулируется гл. 29 — 32, 32.1 УПК РФ.

5. Уголовно-процессуальному законодательству известен специфический институт, с помощью которого в том числе решаются вопросы борьбы с преступностью и нарушениями закона, выявленными в ходе расследования преступления. Часть 2 ст. 158 УПК предусматривает полномочие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа по внесению представления о принятии мер об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также нарушений закона, не связанных непосредственно с преступлением. Оно вносится в соответствующую организацию независимо от вида или должностному лицу.

6. Внесение представления позволяет руководителю следственного органа, следователю, дознавателю оперативно реагировать на выявленные нарушения, чтобы исключить повторения нарушений закона и не допустить существования впредь обстоятельств, которые облегчали совершение преступления и содействовали наступлению преступного результата, формировали у обвиняемых или подозреваемых решимость совершить преступление. Кроме того, руководитель следственного органа, следователь и дознаватель вправе отреагировать на любое обнаруженное нарушение закона, тем самым предупреждая совершение преступлений и правонарушений другого рода, нежели расследуемое.

7. Несмотря на то что в ч. 2 ст. 158 УПК закреплено право следователя и дознавателя по внесению представления, к возможности внесения представления следует относиться как к полномочию органов расследования, учитывая цели данного действия. То есть это не только право, но и обязанность — отреагировать установленным образом на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и на выявленные другие нарушения закона. Такой вывод следует из того, что рассматриваемые обстоятельства включены в круг фактов, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу, и эта обязанность возлагается в ходе досудебного производства на органы расследования и прокурора (см. ч. 2 ст. 73, ст. 85 и ч. 1 ст. 86 УПК).

8. Представление может быть внесено только субъектам, указанным в ч. 2 ст. 158 УПК, т.е. в соответствующую организацию, учреждение или должностному лицу. Представление допустимо вносить и вышестоящим должностным лицам и организациям, если это будет способствовать более эффективному принятию мер по устранению нарушений закона подчиненными им организациями, учреждениями и должностными лицами. Целесообразно вносить представление вышестоящему должностному лицу или в вышестоящую организацию в том случае, когда выявленные нарушения имеют значительное распространение.

9. Представления вносятся в письменной форме и рассматриваются как процессуальный документ, поэтому они должны приобщаться к материалам уголовного дела.

10. Процессуальные действия органы расследования вправе производить только по находящимся в их производстве уголовным делам, что предопределяет возможность направления представления следователем и дознавателем только в период предварительного расследования, во всяком случае до его окончания. Руководителем следственного органа представление может вноситься без принятия дела к своему производству, но в период предварительного расследования.

11. По одному уголовному делу допустимо внесение нескольких представлений в различные организации, учреждения и различным должностным лицам. В одну и ту же организацию предпочтительно вносить одно представление, хотя отсутствует запрет на внесение и нескольких представлений.

12. Содержание представления должно включать указание на полное наименование организации или должностного лица, в чей адрес оно вносится; общее наименование документа; краткое изложение обстоятельств уголовного дела с той степенью подробности, которая бы обеспечивала уяснение сущности нарушений и принятие надлежащих мер по устранению отмеченных недостатков; указание на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и на установленные случаи нарушений закона со ссылкой на соответствующие правовые нормы, нарушение которых имело (имеет) место; изложение доказательств установленных фактов нарушений закона; общее указание на необходимость принятия мер (без конкретизации того, какие меры должны быть предприняты, так как этот вопрос находится в компетенции соответствующего должностного лица или организации, учреждения) по устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и других нарушений закона; кто обязан принять меры для устранения нарушений закона; срок рассмотрения представления и направления ответа на него.

13. Представление должно быть конкретным и вноситься только тогда, когда действительно иными мерами невозможно восстановить режим законности. Лишено смысла представление, если организация или должностное лицо приняли или принимают меры по устранению нарушений закона.

14. Внося представление, следователь и дознаватель не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность адресатов представления. Например, в решение кадровых, экономических, организационных и т.п. вопросов.

15. Положительной является практика рассмотрения представления с участием руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, прокурора.

16. Информация, полученная при расследовании уголовного дела о нарушениях закона, может служить сигналом для проведения прокурором общенадзорной проверки. Такая форма взаимодействия является оправданной при значительных масштабах нарушений, в особенности выходящих за рамки обстоятельств расследуемого преступления. В такой ситуации внесенное прокурором представление можно рассматривать и как акт реагирования на нарушения, выявленные в связи с расследуемым преступлением.

17. Максимальный срок для реализации представления с получением ответа следователем или дознавателем о принятых мерах — один месяц со дня вынесения представления.

18. Допустимым является проведение проверки факта принятия мер по устранению нарушений закона. Такое действие предпочтительно выполнить прокурору.

Статья 158 УПК РФ. Окончание предварительного расследования

1. Производство предварительного расследования оканчивается:

1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, установленном главами 29 — 31 настоящего Кодекса;

2) по остальным уголовным делам — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.

2. Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

См. все связанные документы >>>

1. Окончание предварительного расследования — это заключительная часть (этап) стадии предварительного расследования, которая наступает тогда, когда все следственные (процессуальные) действия по полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств дела закончены и необходимо принимать решение о дальнейшей судьбе дела. Редакция п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 39 УПК позволяет констатировать наличие возможности начала анализируемого этапа предварительного следствия и по письменному указанию руководителя следственного органа подчиненному ему следователю о прекращении уголовного дела. Исходя же из редакции п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК, последовательно заключить, что дознание может быть прекращено по указанию надзирающего прокурора.

2. Окончание предварительного расследования состоит из следующих действий следователя (дознавателя и др.):

— систематизации материалов (в хронологическом или тематическом порядке) и оценки собранных доказательств;

— оформления производства по делу;

— уведомления участников уголовного процесса об окончании предварительного расследования;

— выяснения, желает ли обвиняемый иметь защитника, и вызова последнего, если получен утвердительный ответ;

— оформления отказа обвиняемого от защитника или его просьбы об ознакомлении с материалами дела отдельно от защитника;

— разъяснения обвиняемому права ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных, а также юридических последствий удовлетворения такого ходатайства;

— фиксации поступившего ходатайства в специальном протоколе;

— уведомления других обвиняемых, что заявлено ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных;

— предъявления потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, обвиняемому и его защитнику материалов предварительного следствия для ознакомления и составление соответствующего протокола;

— разрешения поступивших ходатайств;

— принятия решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела;

— составления итогового документа, которым завершается предварительное расследование (обвинительного заключения и т.п.).

3. Производство предварительного расследования заканчивается составлением обвинительного заключения (постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера либо постановления о прекращении дела) и в тех случаях, когда такой документ уже в деле есть, но после его оформления производилось дополнительное расследование .

См.: Постановление Президиума Архангельского областного суда от 24 мая 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 9.

4. Под установлением обстоятельств, способствовавших совершению преступления, понимается их доказанность с использованием средств уголовно-процессуальных доказательств. См. подробнее об этом комментарий к ст. 73 УПК.

5. Правом следователя и дознавателя по принятию предусмотренных ч. 2 коммент. ст. мер обладает любое лицо, осуществляющее предварительное расследование, как то: руководитель следственной группы (группы дознавателей) или начальник подразделения дознания.

6. Задачи, для решения которых предусмотрены закрепленные в ч. 2 коммент. ст. средства, могут быть реализованы и путем осуществления иных действий. Обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, могут устраняться не только путем применения уголовно-процессуальных, но и административно-властных полномочий учреждения (должностного лица), наделенного статусом органа дознания.

7. Должностные лица, умышленно не представившие уведомление о мерах, принятых по представлению следователя, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП РФ. В то же время к уголовно-процессуальной ответственности они привлечены быть не могут. Нормами УПК не предусмотрена ответственность за невыполнение данной обязанности лицами, не являющимися участниками уголовно-процессуального производства .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2006 года // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007. N 6 (ч. II).

1. Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием по части 1 настоящей статьи возможно лишь по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 75 УК преступление должно быть совершено впервые. (О толковании понятия «впервые» см. п. 2 ком. к ст. 25.)

2. Основаниями прекращения уголовного преследования, позволяющими сделать вывод о деятельном раскаянии, является одновременное наличие следующих обстоятельств: а) лицо добровольно явилось с повинной (см. о явке с повинной ком. к ст. 142); б) способствовало раскрытию преступления; в) возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления (ч. 1 ст. 75 УК). Если толковать норму ч. 1 ст. 75 УК буквально, то можно прийти к заключению, что только совокупность названных действий означает деятельное раскаяние. Действительно, деятельного раскаяния не будет, например, когда лицо явилось с повинной, но категорически отказывается назвать своих соучастников, дать против них показания на очной ставке (опасаясь мести, не желая выглядеть в их глазах предателем и т.д.) или возместить убытки, причиненные преступлением. Но если какое-либо из названных в ст. 75 УК действий лицо не совершило по уважительным и объективным причинам, а другие выполнило, то прекращение уголовного преследования в отношении его в связи с деятельным раскаянием, на наш взгляд, иногда все же возможно. Например, если обвиняемый оказал серьезную и активную помощь в раскрытии преступления, полностью возместил причиненный вред, собирался, но в свое время не сумел явиться с повинной, т.к. был случайно обнаружен и задержан работниками полиции, было бы несправедливо отказывать ему в прекращении уголовного преследования по данному основанию. То же самое можно сказать и о случаях, когда у обвиняемого отсутствуют средства для возмещения причиненного материального ущерба, либо преступление было быстро раскрыто органами предварительного расследования еще до того, как понадобилась его помощь. Во всяком случае, оценка весомости того или иного основания, указанного в ст. 75 УК, и общий вывод о наличии деятельного раскаяния должен быть сделан по внутреннему убеждению судьи, следователя или дознавателя. Следует помнить, что юридическим фактом, влекущим прекращение уголовного преследования по ст. 28 УПК, является именно деятельное раскаяние, а обстоятельства, указанные в ст. 75 УК, есть лишь доказательственные факты, устанавливающие наличие такого раскаяния.

3. Способствование раскрытию преступления состоит в том, что лицо своими действиями оказывает активную помощь органу дознания, дознавателю, следователю в установлении, поиске, задержании лиц, причастных к совершению преступления; выявлении предметов, орудий и следов преступления, возможных свидетелей и потерпевших; проведении следственных и оперативно-розыскных действий. Активная роль лица, способствующего раскрытию преступления, может проявляться как в том, что он сам, по собственной инициативе выполняет названные выше действия, так и в том, что он добровольно оказывает реальную помощь по предложению следователя, работников органа дознания.

4. О понятии заглаживания вреда, причиненного в результате преступления, см. ком. к ст. 25.

5. В части 2 данной статьи установлено, что прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении осуществляется судом, а также следователем с согласия руководителя СО и дознавателем с согласия прокурора только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ. Преступления иной категории, чем те, которые названы в ч. 1 настоящей статьи, — это тяжкие и особо тяжкие преступления. В статьях УК, которые устанавливают ответственность за некоторые из этих преступлений, а также за отдельные преступления средней тяжести, предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности при соблюдении определенных условий, которые не всегда совпадают с названными в ч. 1 ст. 28 УПК и ч. 1 ст. 75 УК и не обязательно означают наличие фактического (морального) раскаяния. Так, освобождение заложника по требованию правоохранительного органа может объясняться страхом погибнуть в результате штурма, а не добровольным раскаянием. В подобных случаях освобождение от уголовной ответственности правильнее, на наш взгляд, было бы производить не по ст. 28 УПК, а на основании примечаний к соответствующим статьям УК.

6. Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием следует отличать от досудебного соглашения о сотрудничестве. Смотрите об этом ком. к ст. 317.1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *