Временное исполнение обязанностей военнослужащим

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Г.А., поданному в интересах Г.К.В., о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 108, 109, 110 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, установила:
К.Г.А., действующий по доверенности в интересах Г.К.В., обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать противоречащими закону и недействующими п.п. 108, 109, 110 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, поскольку они, по его мнению, нарушают права военнослужащих на получение ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.
При этом в заявлении К.Г.А. указал, что согласно п. 108 Порядка надбавка различным составам военнослужащих установлена исходя из воинских званий и места прохождения военной службы, а не исходя из реальных условий службы и сложности выполняемых задач. Данное обстоятельство, по мнению представителя заявителя, противоречит п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ
Одновременно К.Г.А. выражает несогласие с самими размерами надбавки, приведенными в таблице п. 108 Порядка, а также с увеличением в п. 110 Порядка размера надбавки военнослужащим, проходящим военную службу в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
Как утверждает К.Г.А., указанные размеры установлены несправедливо, поскольку объем вознаграждения за труд не ставится в зависимость от его результатов, и носят дискриминационный характер по отношению к военнослужащим проходящим службу в иных регионах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
Также К.Г.А. полагает, что перечисленными им пунктами Порядка создана реальная возможность для снижения (лишения) ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в зависимости от усмотрения соответствующих командиров (начальников), что ухудшает положение его доверителя по сравнению с ранее действующими нормативными правовыми актами. Кроме того, Министр обороны Российской Федерации не вправе устанавливать основания, позволяющие не обеспечивать военнослужащих положенным им денежным довольствием.
Таким образом, поскольку оспариваемые пункты Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, по мнению К.Г.А., устанавливают несправедливый размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, позволяют необоснованно снижать ее объем, а также лишать данной выплаты военнослужащих, то они нарушают конституционные права Г.К.В. и противоречат действующему законодательству.
Заявитель и его представитель, своевременно извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не прибыли.
Представители Министра обороны Российской Федерации полковники К.О.Л., Г.В.В. требования Г.К.В. не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что данный нормативный правовой акт издан Министром обороны РФ в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству.
Оспариваемые пункты Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, не могут нарушать прав военнослужащих, поскольку размеры надбавки установлены в строгом соответствии с положениями, содержащимися в п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и Постановлении Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47, определяющими, что надбавка устанавливается дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы.
В приведенных нормах имеется только верхняя граница выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы и отсутствуют конкретные размеры надбавки, а равно пределы, менее которых надбавка выплачиваться не может. Право определения этих размеров и порядка выплаты делегировано Министру обороны Российской Федерации.
На основании изложенного, устанавливая конкретные размеры надбавки различным категориям военнослужащих, а также порядок выплаты этой надбавки, заключающийся в возможности изменения этих размеров по решению соответствующего командира (начальника) при изменении условий военной службы, привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности (то есть по основаниям субъективно зависящих от самих военнослужащих) Министр обороны Российской Федерации не вышел за рамки предоставленных ему полномочий.
Выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации полковников К.О.Л. и Г.В.В., исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б.В.И., полагавшего необходимым признать абзац 3 п. 109 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, незаконным и недействующим в части слов «привлечении их к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности», абзац 4 п. 109 Порядка, незаконным и недействующим в части слова «(лишении)», а в удовлетворении требований о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 108, 110 Порядка отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
На основании ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и в связи с необходимостью компенсации утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме, пункт 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ был изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2005 года.
Согласно указанной редакции пункта 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по воинской должности.
Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.
Основываясь на нормах закона, Правительство Российской Федерации 31 января 2005 года приняло Постановление N 47, которым установило, что для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц военнослужащим, проходящим службу (военную службу по контракту) в городах Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, производится выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) в увеличенных размерах.
При этом Правительство РФ в своем Постановлении установило только предельные повышенные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы для перечисленных категорий военнослужащих и предоставило соответствующим руководителям федеральных органов исполнительной власти право самим определять порядок выплаты указанной ежемесячной надбавки и ее конкретный размер.
Таким образом, исходя из приведенных нормативных правовых норм, на законодательном уровне четко определено, что выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы производится в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы.
Местность прохождения военной службы привязывается к административно-территориальному делению.
Составы военнослужащих установлены в ст. 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
Кроме того, исходя из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также из абзаца 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ одной из целей производства ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме.
Одновременно Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47 определяют только предельные размеры надбавки и делегируют полномочия по установлению порядка ее выплаты и конкретного размера с учетом перечисленных двух оснований Министерству обороны Российской Федерации.
Во исполнение возложенного на него полномочия Министр обороны Российской Федерации 30 июня 2006 года издал приказ N 200, которым утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 108 этого Порядка определены конкретные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не допускающие двоякого толкования.
При этом сами размеры надбавки установлены исходя из составов военнослужащих согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности и места прохождения военной службы, что согласуется как с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, так и со ст. 46 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
Пункт 110 Порядка фактически дублирует содержание Постановления Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47, предусматривает возможность выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в увеличенных размерах, и устанавливает порядок выплаты надбавки в увеличенном размере.
Конкретные размеры повышенной надбавки также ставятся в зависимость от состава военнослужащих, местности прохождения военной службы и имеют целью компенсацию утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме. То есть п. 110 Порядка, как и п. 108 полностью основан на положениях федерального законодательства.
Таким образом, определяя в п.п. 108, 110 Порядка конкретные размеры выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы различным категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, Министр обороны Российской Федерации руководствовался федеральным законодательством, действовал в рамках предоставленных ему полномочий и прав указанных лиц не нарушил.
При таких обстоятельствах требование Г.К.В. о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 108, 110 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N200, удовлетворению не подлежит.
В оспариваемом Г.К.В. пункте 109 Порядка установлены правила производства выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельно взятому военнослужащему.
Абзацы 1 и 2 этого пункта содержат механизм реализации права военнослужащего на получение данной надбавки, заключающийся в перечислении определенных действий должностных лиц по делопроизводству, необходимых для официального оформления и закрепления указанного субъективного права в виде распоряжения, носящего административный характер.
При этом данные абзацы сами по себе не устанавливают каких-либо дополнительных оснований определения размера надбавки, носят организационный характер и направлены исключительно на обеспечение воинскими должностными лицами реализации права военнослужащего.
Указанное полностью согласуется с положениями п. 4 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, в силу которого реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих не только возлагается на органы государственной власти, но и является обязанностью командиров (начальников).
Абзацы 3 и 4 пункта 109 Порядка кроме механизма действий командования одновременно устанавливают положения, позволяющие воинским должностным лицам влиять на размер ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, выплачиваемой тому или иному военнослужащему.
Так в абзаце 3 командир наделяется правом изменения размера надбавки военнослужащим при изменении условий военной службы, привлечении их к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности. В абзаце 4 предусматривается возможность лишения военнослужащих этой надбавки.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47 Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право определять только конкретные размеры надбавки исходя из состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, а также порядок ее выплаты.
Таким образом, устанавливая в п. 108 Порядка конкретный размер надбавки различным категориям военнослужащих в зависимости от их состава и местности прохождения военной службы, а в абзаце 3 п. 109 возможность его изменения при изменении условий военной службы (что возможно при изменении состава военнослужащего либо местности прохождения военной службы), Министр обороны Российской Федерации не вышел за рамки предоставленных ему полномочий.
Вместе с тем, условия о возможном изменении размера надбавки в случае привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности входят в противоречие с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47, поскольку по сравнению с Федеральным законом вводят дополнительные ограничения для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.
Также, исходя из выявленного законодательного смысла надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы правом на ее получение обладают военнослужащие, в связи с отменой ряда льгот, ранее предоставлявшихся в натуральном выражении.
Поэтому возможность лишения их этой выплаты полностью недопустима и противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам, а также преамбуле и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
При таких обстоятельствах абзацы 3 и 4 п. 109 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, вступили в противоречие с действующим законодательством и требуют судебного пресечения.
Поскольку суд пришел к выводам о необходимости частичного удовлетворения заявления К.Г.А., поданного в интересах Г.К.В., то на основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат возмещению пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 30 (Тридцать) рублей 00 копеек.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, решила:
заявление К.Г.А., поданное в интересах Г.К.В. удовлетворить частично.
Признать абзац 3 п. 109 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, в части слов «привлечении их к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать абзац 4 п. 109 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, в части слова «(лишении)» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Г.К.В. понесенные им судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 30 (Тридцать) рублей 00 копеек.
В удовлетворении требований о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 108, 110 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, — отказать.
Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Е.Н. Нестеров,
майор юстиции, помощник командира войсковой части 83440 — начальник юридической службы
Дата публикации — 26.12.2005г.

Порядок возложения обязанностей и выплата окладов военнослужащим по воинской
должности при временном исполнении должностей

В соответствии со ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года 1237 (с последующими изменениями и дополнениями), в связи со служебной необходимостью на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по следующей равной или высшей воинской должности, которую он не занимает:

— вакантной (незанятой) воинской должности с его согласия (временное исполнение должности врид), т.е. должности, на которую в установленном порядке не назначен военнослужащий или лицо, гражданского персонала (когда допускается назначение лица гражданского персонала на воинскую должность;

— невакантной (занятой) воинской должности без его согласия (временное исполнение обязанностей врио), т.е. в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего (например, при нахождении в отпуске, командировке и т.д.) или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности.

При этом военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается.

Ответственность в данном случае военнослужащий может нести только за исполнение обязанностей по временно исполняемой воинской должности.

Возложение временного исполнения обязанностей по нижестоящей воинской должности и должности, подлежащей укомплектованию лицом гражданского персонала, не допускается.

Непрерывный срок временного исполнения обязанностей по воинской должности, которую военнослужащий не занимает, не должен превышать:

— шести месяцев в случае исполнения обязанностей по вакантной воинской должности;

— четырех месяцев в случае исполнения обязанностей по невакантной воинской должности.

На военнослужащего может быть с его согласия возложено исполнение обязанностей по невакантной воинской должности на период нахождения занимающего ее военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком.

Возложение на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности и освобождение его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности осуществляется должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность.

При этом возложение на военнослужащих временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям, подлежащим замещению высшими офицерами, осуществляется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с разрешения Президента Российской Федерации.

Командир воинской части, ему равный по должности или вышестоящий командир (начальник) в случае своего временного отсутствия возлагает временное исполнение обязанностей по своей воинской должности на одного из заместителей. В случае отсутствия штатного заместителя и если заместитель не был указан командиром (начальником), командование принимает старший по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию. Вступивший в командование военнослужащий докладывает об этом старшему командиру или начальнику (ст. 84 УВС ВС РФ).

Временное исполнение обязанностей по невакантной воинской должности возлагается на военнослужащего командиром воинской части, ему равным по должности или вышестоящим командиром (начальником), являющимся его прямым начальником и ближайшим прямым начальником временно отсутствующего военнослужащего.

Для временного исполнения обязанностей по вакантным и невакантным воинским должностям назначаются военнослужащие соответствующего состава.

— солдаты, матросы, сержанты и старшины по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены указанные воинские звания, а также воинские звания прапорщиков (мичманов);

— прапорщики и мичманы по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков (мичманов) и младших офицеров;

— младшие офицеры по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания младших офицеров и старших офицеров;

— старшие офицеры по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские
звания старших офицеров и высших офицеров;

— высшие офицеры по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров.

Возложение временного исполнения обязанностей по воинской должности на военнослужащего производится только в связи со служебной необходимостью, которую определяет командир (начальник), в чьем прямом подчинении находится или должен находиться военнослужащий по указанной должности.

Положением о порядке прохождения военной службы не ограничена возможность неоднократного возложения на военнослужащего временного исполнения обязанностей по одной и той же или иной воинской должности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Положения, установившим непрерывные сроки временного исполнения обязанностей по воинской должности, допускается возможность последующего возложения указанных обязанностей после его перерыва, т.е. издания приказа о прекращении временного исполнения обязанностей по воинской должности и через определенный промежуток времени (продолжительность которого не установлена) издания приказа о возложении их снова.

Издание приказа о временном возложении обязанностей по вакантной или невакантной воинской должности является основанием для приема обязанностей и дел по ней.

Денежное довольствие по временно исполняемой вакантной должности должно выплачиваться исходя из оклада по воинской должности, которую военнослужащий исполняет, т.е. после приема дел и обязанностей, что подтверждается написанием рапорта и изданием на его основании приказа по строевой части.

Военнослужащим, временно исполняющим должности с большими окладами, выплачиваются с соблюдением следующего:

А) военнослужащему, допущенному к временному исполнению невакантной должности, оклад по этой должности выплачивается, если военнослужащий, постоянно занимающий должность, а также его заместители и помощники — военнослужащие, независимо от их функциональных обязанностей, убыли из воинской части или временно освобождены от служебных обязанностей по болезни.

При этом срок временного исполнения должности не прерывается, если военнослужащий, постоянно занимающий эту должность, или его заместитель (помощник) возвратился в воинскую часть и, не вступая в исполнение должности, вновь убыл из части или освобожден от служебных обязанностей по болезни;

Б) военнослужащим — начальникам штабов воинских частей и подразделений, заместителям и помощникам командиров и начальников всех наименований, независимо от их функциональных обязанностей, при временном исполнении невакантных должностей непосредственных командиров и начальников выплачиваются оклады по основным, а не по временно исполняемым должностям.

При временном исполнении указанными военнослужащими вакантных должностей непосредственных командиров и начальников выплачиваются оклады по временно исполняемым должностям на общих основаниях.

Военнослужащим допущенным к временному исполнению вакантных и невакантных должностей в другой воинской части, оклады по временно исполняемым должностям не выплачиваются, исключения составляют:

1. Офицеры-врачи и офицеры, находящиеся в распоряжении, которым разрешается исполнять должности в любой воинской части. Доплата разницы в окладах производится с учетом исполняемой должности;

2. Офицеры, состоящие в распоряжении, допущенные приказом командира (начальника), в распоряжении которого они состоят, к временному исполнению вакантных должностей по их специальности, за время фактического исполнения этих должностей выплачиваются оклады по временно исполняемым должностям.

Второе исключение распространяется только на находящихся в распоряжении офицеров. На прапорщиков, мичманов, иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, оно не распространяется.

При временном исполнении должностей прапорщиками и военнослужащими, проходящими службу по контракту на должностях солдат, сержантов, доплата определяется так же, как у офицеров, однако при временном исполнении офицерских должностей разница определяется от 9-го тарифного разряда.

Разница в окладах по основной и временно исполняемой должности выплачивается за прошлый месяц (месяцы) одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц, а военнослужащим, откомандированным к новому месту службы (учебы) или увольняемым с военной службы, — при убытии из воинской части во всех случаях при условии, что ко дню выплаты истекли установленные минимальные сроки временного исполнения должности.

Чтобы исключить повторные выплаты разницы в окладах, доплата за временное исполнение должностей производится только по основным ведомостям.

Во всех случаях основаниями для выплаты разницы в окладах при временном исполнении должностей являются:

— приказ командира части о допуске к временному исполнению должности;

— приказ командира части о вступлении во временное исполнение должности;

— приказ командира части об освобождении военнослужащего от временного исполнения должности.

Одним из обязательных условий для выплаты разницы в окладах по временно исполняемым должностям, предусмотренным ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих СА и ВМФ, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. 075, является непрерывное исполнение должностей свыше 30 или 60 дней (соответственно, вакантных и невакантных должностей).

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. КАС05-137, признано недействующей и не подлежащей применению со дня вынесения вышеуказанного определения ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих СА и ВМФ, в части, ограничивающей выплату должностных окладов по временно исполняемым должностям условием, если временное исполнение невакантной должности продолжалось непрерывно более 60 дней.

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. N 075 (с последующими изменениями и дополнениями) недействующей в части, устанавливающей ограничение на выплату оклада по временно исполняемой должности для лиц, исполнявших невакантную должность непрерывно не более 60 дней, считая, что такое ограничение противоречит конституционному принципу вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, нарушает его права. В обоснование своего требования он указал, что является начальником учебного отдела Военного финансово-экономического университета Министерства обороны Российской Федерации, в отсутствие заместителя начальника университета по учебной и научной работе неоднократно исполнял его обязанности, в том числе в течение последнего года в общей сложности более пяти месяцев, однако ни разу исполнение обязанностей не продолжалось более 60 суток, в связи с чем на основании статьи 59 Положения ему оклад по временно исполняемой должности выплачен не был, хотя при этом возрастают объем и сложность выполняемой работы.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2005 года в удовлетворении указанного требования отказано.
В кассационной жалобе В. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Военная служба является особым видом государственной службы. Принципы ее построения и функционирования закреплены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно пункту 2 статьи 43 которого на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Согласно статье 12 этого Федерального закона денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Ни Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ни другие федеральные конституционные законы или федеральные законы не ограничивают право военнослужащих на выплату месячного оклада по той воинской должности, временное исполнение обязанностей по которой на них возлагается на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.
Поэтому в тех случаях, когда военнослужащий не является штатным заместителем и в его должностные обязанности не входит замещение временно отсутствующего лица, то предусмотренное нормативным правовым актом ниже уровня федерального закона ограничение права на получение оклада по воинской должности, по которой исполняются обязанности, не соответствует требованиям Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Указанное ограничение прав военнослужащих не может применяться и в силу статьи 15 (части 3) Конституции Российской Федерации, поскольку установлено правовой нормой, включенной в Положение с грифом «секретно», которое по этой причине не опубликовано официально для всеобщего сведения. Сведения о денежном довольствии военнослужащих, относящемся по своему характеру к социальным гарантиям, предоставляемым государством гражданам, проходящим военную службу, в силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

При таком положении оспариваемое нормативное положение не может быть признано законным, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении заявления подлежит отмене с вынесением нового решения о признании статьи 59 Положения в оспариваемой части не действующей со дня вынесения решения, то есть с 12 апреля 2005 года.
На основании изложенного, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала недействующей и не подлежащей применению со дня вынесения настоящего решения статью 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. N 075 (с последующими изменениями и дополнениями), в части, ограничивающей выплату должностных окладов по временно исполняемым должностям условием, если временное исполнение невакантной должности продолжалось непрерывно более 60 дней.
(Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
от 12 апреля 2005 г. КАС05-137)

В п. 5 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлена ежемесячная доплата к денежному довольствию в размере до 50 процентов оклада по дополнительно исполняемой воинской должности военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, временно исполняющим помимо обязанностей военной службы по своим штатным воинским должностям обязанности военной службы по воинским должностям, неукомплектованным личным составом. Порядок определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, указанный Закон допускает возможность временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности, т.е. незанятой воинской должности, без освобождения от обязанностей по занимаемой воинской должности.

Дополнительная выплата, предусмотренная п. 5 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не устанавливается военнослужащим, на которых в связи со служебной необходимостью возложено временное исполнение обязанностей по невакантной (занятой) воинской должности в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности, т.е. в случае, когда военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой должности, но от должности не освобождается.

Военной комендатуре города Москвы — 100 лет

Организационно-плановый отдел

Заместитель военного коменданта города Москвы —
начальник организационно-планового отдела
подполковник Костенко Сергей Александрович

На организационно-плановый отдел возложены следующие основные задачи:

  • ведение документов боевой готовности, мобилизационных документов и документов противодействия терроризму военной комендатуры;
  • организация планирования подготовки военной комендатуры;
  • ведение несекретного делопроизводства;
  • ведение кадровой, учетной и справочной работы по личному составу;
  • подготовка документации аттестационной и квалификационной комиссий;
  • сбор, обобщение и анализ информации о состоянии дел в военной комендатуре;
  • организация проведения месячников и акций в военной комендатуре;
  • ведение информационной и справочной работы;
  • учет военнослужащих, прибывших в отпуск или командировку на территорию гарнизона.

В структуру организационно-планового отдела входят три отделения: оперативное, информационно-аналитическое и регистрационное.

Отделение оперативных дежурных

Начальник отделения оперативных дежурных
майор Хамметов Юнус Октаевич

Отделение оперативных дежурных предназначено для:

  • организации дежурства по Военной комендатуре города Москвы;
  • сбора, обработки и доведения до соответствующих командиров (начальников) информации об обстановке на территории района ответственности;
  • передачи сигналов, приказов и распоряжений вышестоящего руководства и военного коменданта до личного состава, подчиненных и взаимодействующих подразделений, воинских частей и организаций;
  • непосредственного управления патрулями и нарядами военной комендатуры;
  • ведения учета доставленных в военную комендатуру и задержанных военнослужащих, оформление всех необходимых для этого документов;
  • контроля за состоянием и сохранностью оружия, боеприпасов и специальных средств личного состава военной комендатуры;
  • организации пожарной безопасности в военной комендатуре;
  • поддержания внутреннего порядка на территории военной комендатуры.

Офицер по обеспечению безопасности информации и режиму секретности

Офицер по обеспечению безопасности информации и режиму секретности
старший лейтенант Литвинов Антон Владимирович

Офицер по обеспечению безопасности информации и режиму секретности отвечает за:

  • полноту и качество планирования, организацию и контроль выполнения мероприятий по сохранению государственной тайны;
  • обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа на объектах вычислительной техники;
  • организацию связи в военной комендатуре, выполнение требований по ее безопасности;
  • разработку документации по категорированию помещений военной комендатуры.

Секретная часть

Начальник секретной части Оганова Лаура Гургеновна

Начальник секретной части отвечает за обеспечение государственной тайны при ведении секретного делопроизводства, правильную организацию и постановку секретной работы и сохранность документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Оперативное отделение

Заместитель начальника организационно – планового отдела –
начальник оперативного отделения
подполковник Ширизданов Евгений Вячеславович

Оперативное отделение выполняет задачи по:

  • разработке и уточнению документов боевой готовности и документов противодействия терроризму;
  • ведению мобилизационных документов и организации мобилизационной работы;
  • подготовке, согласованию, утверждению и контролю исполнения планов и графиков повседневной деятельности военной комендатуры;
  • организации несекретного делопроизводства, кадровой работы, профессионально-должностной подготовки офицеров и специальной подготовки гражданского персонала.

Отделение (информационно-аналитическое)

Начальник отделения (информационно-аналитического)
капитан Семенов Максим Андреевич

Отделение (информационно-аналитическое) предназначено для:

  • сбора, обобщения и анализа информации о состоянии дел в военной комендатуре;
  • подготовки расчетов, предложений, справочных материалов и своевременного обеспечения военного коменданта достоверными данными о положении, характере действий, состоянии подразделений и ходе выполнения поставленных задач;
  • взаимодействия со средствами массовой информации по освещению деятельности военной комендатуры;
  • организации служебных совещаний под руководством военного коменданта и его заместителей;
  • ведения информационной и справочной работы.

Регистрационное отделение

Начальник регистрационного отделения Кольяк Елена Петровна.
Регистрационное отделение выполняет функции:

  • постановки на учет и снятия с учета военнослужащих, прибывших в командировку и отпуск, а также контроля за своевременным их убытием к месту службы;
  • направления на осмотр (медицинское освидетельствование) к врачу военнослужащего,
  • в случае его заболевания во время отпуска или командировки;
  • оповещения командиров воинских части о продлении отпусков их подчиненных.

Отдел (гарнизонной службы)

Начальник отдела (гарнизонной службы) майор Ромашов Александр Юрьевич

Отдел (гарнизонной службы) предназначен для:

  • подготовки мероприятий, посвященных праздничным, памятным дням, дням воинской славы и других мероприятий с участием войск;
  • ведения сведений о дислокации воинских частей гарнизона и перечня воинских захоронений, расположенных на закрытых территориях;
  • взаимодействия с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в выполнении задач гражданской обороны;
  • разработки документов по эвакуации членов семей военнослужащих и гражданского персонала военной комендатуры;
  • подготовки личного состава частей и учреждений гарнизона, задействованного в выполнении задач гарнизонной службы.

В структуру отдела (гарнизонной службы) входят три отделения: отделение обеспечения (гарнизонных мероприятий), отдания воинских почестей и отделение (по работе с задержанными военнослужащими).

Отделение обеспечения (гарнизонных мероприятий)

Заместитель начальника отдела (гарнизонных мероприятий) — начальник отделения обеспечения (гарнизонных мероприятий)
майор Носов Александр Владимирович.

Отделение обеспечения (гарнизонных мероприятий) выполняет следующие задачи:

  • подготовка мероприятий, посвященных праздничным, памятным дням, дням воинской славы и других мероприятий с участием войск;
  • разработка плана подготовки сил и средств гражданской обороны гарнизона и осуществление контроля за готовностью;
  • подготовка документов по эвакуации членов семей военнослужащих и гражданского персонала военной комендатуры.

Отделение отдания воинских почестей

Начальник отделения отдания воинских почестей
капитан Ивлиев Александр Александрович
Отделение отдания воинских почестей выполняет задачи по:

  • организации ритуалов отдания воинских почестей при встрече лиц, в честь которых назначен почетный караул, при открытии памятников, при возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, а также при погребении военнослужащих;
  • ведению учета воинских частей и учреждений гарнизона, а так же воинских кладбищ, братских могил и воинских памятников, находящихся на территории гарнизона;
  • проверке личного состава частей и учреждений гарнизона, задействованного в выполнении задач гарнизонной службы.

Отделение (по работе с задержанными военнослужащими)

Начальник отделения (по работе с задержанными военнослужащими)
капитан Солдатов Руслан Юрьевич

Отделение (по работе с задержанными военнослужащими) предназначено для выполнения задач по:

  • сбору, обобщению и анализу данных о состоянии воинской дисциплины среди военнослужащих гарнизона;
  • организации и проведению занятий по строевой подготовке и изучению общевоинских уставов с военнослужащими, нарушившими воинскую дисциплину в гарнизоне;
  • подготовке разборов дисциплинарных проступков, проводимых военным комендантом или его заместителями с представителями воинских частей и учреждений.

Отдел военной полиции

Начальник отдела военной полиции
подполковник Занин Павел Андреевич

Отдел военной полиции выполняет функции:

  • организации патрульной службы на территории гарнизона;
  • поддержания правопорядка во время подготовки и проведения гарнизонных мероприятий с участием войск;
  • проверок воинских частей гарнизона по направлениям деятельности военной полиции;
  • проведения мероприятий по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы), подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного расследования или суда;
  • выявлению и пресечению на территории (в расположении) воинской части незаконного оборота и потребления наркотиков.

Отдел (дознания и дисциплинарной практики)

Начальник отдела (дознания и дисциплинарной практики) подполковник юстиции Ковалев Роман Владимирович.

Отдел (дознания и дисциплинарной практики) предназначен для:

  • проведения проверок по поступившим в Военную комендатуру города Москвы сообщений о преступлениях и происшествиях и принятие по ним законного, обоснованного и мотивированного решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом;
  • осуществления проверок деятельности органа дознания воинских частей и учреждений Московского территориального гарнизона, оказание им методической помощи;
  • выполнения предупредительно-профилактических мероприятий в воинских частях и учреждениях Московского территориального гарнизона, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и происшествий;
  • оказания правовой помощи и юридической консультации военнослужащих;
  • организация взаимодействия с органами прокуратуры, следственными органами, органами ФСИН и МВД России, учреждениями здравоохранения по вопросам профилактики, предупреждения, выявления и пресечения преступлений и происшествий, а так же розыска военнослужащих.

Рота военной полиции

Командир роты военной полиции капитан Перехожев Роман Сергеевич.

Рота военной полиции выполняет задачи:

  • поддержания правопорядка и воинской дисциплины в местах проведения мероприятий с участием войск;
  • несения патрульной службы на территории гарнизона;
  • охраны и конвоирования военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований;
  • перевозки и временного размещения караулов по охране и сопровождению воинских грузов, следующих через город Москву.

Гауптвахта

Начальник гауптвахты
капитан Евстратов Максим Владимирович

Гауптвахта предназначена для:

  • исполнения дисциплинарного ареста, содержания под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и задержанных военнослужащих;
  • обеспечения соблюдения прав человека и правил отбывания наказаний военнослужащими;
  • поддержания правопорядка и законности на гауптвахте, безопасности содержащихся в ней военнослужащих.

УВАЖАЕМЫЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ!

Решили Вам написать от без исходности, потому что нет сил больше терпеть произвол и издевательства со стороны командира войсковой части 53981, 732 Учебно Испытательного Центра полковника Хонькина Сергея Николаевича.

С первых дней службы он, не стесняясь, говорил, что ему поставлена задача уволить ненужных, на его взгляд, офицеров, прапорщиков и военнослужащих по контракту. Начал понемногу делать условия службы невыносимыми: за малейшие проступки объявлять взыскания, лишать премий и надбавок за особые условия службы, угрожать увольнениями и переводами в другие части, увеличивать рабочий день, нарушая, утверждённый им же, регламент служебного времени.

Выходные за несение службы в суточном наряде разрешил брать только в субботу, хотя по регламенту части – суббота выходной день. Даже по серьёзным личным (семейным) обстоятельствам не разрешает покидать территорию части, чтобы решить какой-либо вопрос, только «избранным», а у многих семьи, маленькие дети, которые живут за много километров от места службы. С ним (КЧ) даже поговорить нельзя, с его стороны только недовольство, высокомерие и высокие тона. Такое ощущение, что у него свой личный УСТАВ, и по нему мы должны все жить! За “исполнение обязанностей офицера контролирующего распорядок дня” в части и подразделениях в выходные и праздничные дни – выходные приказал не предоставлять. Командиров не выбирают, и в уставе написано, что мы обязаны терпеть все тяготы и лишения военной службы, но там ничего не написано про оскорбления и издевательства!

Последней каплей терпения стали новогодние праздники. В ночь со 2-го на 3-е января на территории части произошло тяжкое преступление, военнослужащий нашей части в воинском звании капитан на почве ревности убил военнослужащего по контракту другой воинской части в общежитии военного городка № 8, где расположена наша часть.

Это произошло, как мы все считаем, из-за слабой работы командира части с вверенным ему личным составом, приняв дела и должность он не провел ни одной беседы ни с одним военнослужащим по контракту, не вник в нужды и проблемы подчиненных, что и привело к трагическим последствиям. 3-го января в 5.00 поступила команда «СБОР» для всех военнослужащих части. По прибытии было проведено построение, проверка наличия личного состава и доведено о происшествии. После чего полковник Хонькин С. Н приказал всем находиться на территории части и ждать тех, кто не прибыл. Затем он проводил построения с проверкой личного состава каждый час. После очередного построения в 15.00 он не разрешил покидать место построения на втором этаже казармы и приказал одному из офицеров взять дисциплинарный устав и зачитывать статьи из него до того момента “пока у всех мозги не закипят” – дословно.

Хочу обратить внимание

В строю также находились военнослужащие женщины, которые также как и все заслушивали статьи СТОЯ по команде «ВОЛЬНО». Данное мероприятие проводилось до 20.00 с перерывами по 10 минут каждый час на туалет. После чего объявили перерыв на ужин и очередное построение в 21.00. Также прошло и 4-ое января, устав нам конечно не зачитывали, но постоянно проводили построения. 5-го января всех вызвали на службу в 16.00, где все пробыли до 21 часа 30 минут.

6 января также устроил рабочий день. На построении в 13.00 нам довели, что праздничные дни для нас закончены. В чем мы виноваты и для чего нас всех незаконно удерживают нам всем не понятно. По всем приказам с 1по 8 января праздничные дни. Приказов на проведение рабочих дней в праздничные дни нам никто не доводил и, вряд ли они существуют. Военнослужащие части разрознены, коллектива нет, он (КЧ) делает всё, чтобы друг на друга докладывали и проводили разбирательства, никаких действий для сплочения коллектива. Прошу Вас разобраться в данной ситуации. Воинская часть расположена по адресу: пос. Селятино, военный городок №8.

С уважением! Военнослужащие части!

III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей

д) назначение на воинские должности военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров (начальников), производится в возможно короткий срок, не позднее срока, установленного Федеральным законом и настоящим Положением;

е) военнослужащий, признанный военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к военной службе по избранной военно-учетной специальности, назначается с его согласия (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) на другую воинскую должность, обязанности по которой он может исполнять с учетом состояния здоровья, или увольняется с военной службы;

ж) в случае если военнослужащему отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или он лишен указанного допуска, он назначается в установленном порядке на воинскую должность, не связанную с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, или увольняется с военной службы;

з) военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, родные братья, родные сестры, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому;

и) назначение на воинские должности военнослужащих (за исключением высших офицеров) производится приказом по личному составу (по строевой части) должностного лица в пределах предоставленного ему права назначения на воинские должности;

к) военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров и прапорщиков (мичманов), заключившие контракт и направляемые на обучение (переподготовку), перед направлением на обучение (переподготовку) назначаются на вакантные воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов, сержантов и старшин;

л) особенности назначения на воинские должности и освобождения от воинских должностей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, определяются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

11. Военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность.

12. Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий — более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

13. Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

а) в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

б) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

14. Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

15. Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:

а) по служебной необходимости;

б) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

в) для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;

г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

д) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

е) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

16. Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий — более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

17. Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями — при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

б) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

г) по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

д) в порядке реализации дисциплинарного взыскания «снижение в должности» или «снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность», а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии» прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

18. Военнослужащий, назначенный на низшую воинскую должность в порядке реализации дисциплинарного взыскания, может быть назначен на высшую воинскую должность только после снятия этого взыскания.

18.1. В случае если военнослужащий был освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям, либо если в отношении военнослужащего судом вынесен оправдательный приговор, он назначается в установленном порядке на воинскую должность, занимаемую им до возбуждения уголовного дела, а в случае если она не является вакантной — на равную воинскую должность либо с согласия военнослужащего на высшую или низшую воинскую должность.

19. Беременные военнослужащие женского пола в соответствии с медицинским заключением с их согласия могут быть назначены на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения.

20. Военнослужащие женского пола, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае если они не могут выполнять служебные обязанности, назначаются на другую воинскую должность до достижения ребенком возраста полутора лет с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения.

21. Форма и содержание документов, касающихся назначения военнослужащего на воинскую должность, освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение командира (начальника), а также порядок их оформления и представления устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Военнослужащие, отбывающие наказание в виде ограничения по военной службе или ареста, не могут быть назначены на высшую воинскую должность.

23. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в воинской должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего должностного лица назначается на другую воинскую должность либо в пределах воинской части, либо с переводом в другую воинскую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.

24. Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены случаи прохождения военнослужащими военной службы не на воинских должностях.

Статья 12. Порядок возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности

1. В связи со служебной необходимостью на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по следующей равной или высшей воинской должности, которую он не занимает:

а) вакантной (незанятой) воинской должности — с его согласия (временное исполнение должности — врид);

б) невакантной (занятой) воинской должности — в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности (временное исполнение обязанностей — врио).

В этом случае военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается.

2. Непрерывный срок временного исполнения обязанностей по воинской должности, которую военнослужащий не занимает, не должен превышать:

а) шести месяцев — в случае исполнения обязанностей по вакантной воинской должности;

б) четырех месяцев — в случае исполнения обязанностей по невакантной воинской должности.

На военнослужащего может быть с его согласия возложено исполнение обязанностей по невакантной воинской должности на период нахождения занимающего ее военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком.

3. Возложение на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности и освобождение его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности осуществляется должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность.

При этом возложение на военнослужащих временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям, подлежащим замещению высшими офицерами, осуществляется руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, с разрешения Президента Российской Федерации.

4. Командир воинской части, ему равный по должности или вышестоящий командир (начальник) в случае своего временного отсутствия возлагает временное исполнение обязанностей по своей воинской должности на одного из заместителей.

В иных случаях временное исполнение обязанностей по невакантной воинской должности возлагается на военнослужащего командиром воинской части, ему равным по должности или вышестоящим командиром (начальником), являющимся его прямым начальником и ближайшим прямым начальником временно отсутствующего военнослужащего.

Порядок возложения на военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации временного исполнения обязанностей по невакантной воинской должности определяется соответственно Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

5. Для временного исполнения обязанностей по вакантным и невакантным воинским должностям могут назначаться:

а) солдаты, матросы, сержанты и старшины — по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены указанные воинские звания, а также воинские звания прапорщиков (мичманов);

б) прапорщики и мичманы — по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков (мичманов) и младших офицеров;

в) младшие офицеры — по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания младших офицеров и старших офицеров;

г) старшие офицеры — по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания старших офицеров и высших офицеров;

д) высшие офицеры — по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров.

Статья 13. Порядок зачисления в распоряжение командира (начальника)

1. Для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

2. Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:

а) в случае освобождения от воинской должности (должности) — не более чем на три месяца;

б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более чем на шесть месяцев;

в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу;

г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе, — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;

д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти или в федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, в другой — не более чем на три месяца;

е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца — до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;

ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного — до его освобождения;

з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — до окончания этого отпуска;

и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением, — до его исключения.

3. Военнослужащий, в отношении которого в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, зачисляется в распоряжение командира (начальника) со дня заключения под стражу.

Статья 14. Порядок освобождения от воинской должности

1. Военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

2. Право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *